В статье говорится об использовании электронных программ и облачных технологий при проведении внутренней системы оценки качества дошкольного образования. Отмечается влияние автоматизации процессов ВСОКО на качество образования в учреждении в целом.
Дошкольное образование признано государством как первая ступень общенациональной системы образования [1]. Модернизация системы общего и дошкольного образования предполагает изменение парадигмы образования, перенос акцента с задач усвоения знаний, умений и навыков на задачи развития личности [2]. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного [1].
Согласно ст. 2 Закона «Об образовании в РФ» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам… и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [1].
Деятельность дошкольных образовательных учреждений в области качества обусловлена статьёй 28, п. 2, где указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится «…обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации» [1].
Внутренняя система оценки качества образования (далее ВСОКО) в образовательной организации - это деятельность по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, т.е. получение максимально полной информации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, которые направлены на повышение качества образовательного процесса.
В нашем дошкольном учреждении внутренний мониторинг качества образования ориентирован на решение следующих задач:
– систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательного процесса и образовательного результата.
– максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования, как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательного процесса по достижению соответствующего качества образования.
Предметом системы оценки качества образования являются:
качество условий реализации ООП образовательного учреждения;
качество организации образовательного процесса;
качество результата освоения ООП образовательного учреждения.
Содержание процедуры оценки качества результата освоения ООП ДО включает в себя такой показатель, как наличие системы стандартизированной диагностики, отражающей соответствие уровня развития воспитанников целевым ориентирам дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Сегодня нам удалось использовать цифровые технологии, которые помогли автоматизировать и провести оценку качества условий реализации ООП ДО образовательного учреждения, а именно процедуру проведения оценки индивидуального развития детей более оперативно и качественно.
Методологическая основа педагогической диагностики в нашем учреждении обеспечивается при помощи таких методик как:
• электронный программно-диагностический комплекс для детей 2-3 лет (разработчики С. П. Олейников и Г. Г. Телюкова) переработанный;
• диагностические карты, разработанные на основе рекомендаций Московского центра качества образования.
• диагностика музыкальных способностей автор О. П. Радынова (заведующая кафедрой эстетического воспитания дошкольников Московского педагогического университета, доцент).
Для того чтобы работать быстро и при этом эффективно, мы поместили в среду электронной платформы программно-диагностического комплекса свои диагностические карты развития детей, провели диагностику, обработали данные и получили не только результат, но и личные карты развития ребёнка. Все диагностические данные сохранились в памяти электронного программно-диагностического комплекса, что позволит в дальнейшем отслеживать уровень динамики освоения ООП ДО не прибегая к сложным процедурам подсчёта и сравнения.
Подобные электронные платформы созданы и для проведения контроля в учреждении. Электронный комплекс помогает быстро оценивать необходимые критерии контроля и получать оперативный результат. Причём, электронная среда позволяет не только вносить критерии, которые будут оценены при проверке, но и внести это всё в форме календарно-тематического планирования, что делает данный инструмент ещё более ценным.
Следующим звеном автоматизации процессов ВСОКО стало использование платформы Google как одного из способов оперативного сбора и обработки информации при решении вопросов ВСОКО.
Google Формы позволяют создавать опросы, размещать их в сети Интернет, легко обрабатывать результаты.
Google Таблицы позволяют легко создавать, совместно использовать и изменять таблицы в Интернете, работать над ними вместе с другими пользователями, предоставив им доступ.
Google Документы позволяют создавать и редактировать документы вместе с другими пользователями в режиме реального времени.
Google Презентации позволяют создавать, редактировать и показывать презентации.
В результате можно вести:
сбор и обработку информации о кадровом составе (образование, стаж, квалификация, аттестация, курсы повышения квалификации и др.);
формирование отчетов о работе каждого педагога отдельно;
формирование плана по самообразованию педагогов;
информация по годовому планированию;
и др.
Открытая и понятная архитектура электронных или облачных технологий позволяет соединять их как пазлы друг с другом и иметь удобный инструмент для осуществления ВСОКО и успешного развития дошкольного образовательного учреждения в целом.
Данные технологии являются мощным средством повышения эффективности в управлении качеством образования, решают такие важные задачи как:
экономия времени на сбор и обработку информации;
качественного изменения контроля за деятельностью образовательного процесса;
повышения информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса;
обеспечения гибкости в управлении качеством образования.
Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-