Среда, 17.01.2018, 00:32Главная | Регистрация | Вход

Категории раздела

Вход на сайт

Поиск

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статьей
Главная » Статьи » Мои статьи

УУД на уроках ИЗО
 
           11.10.2012г.               Доклад на ГМО
 
 "Развитие универсальных учебных действий 
на уроках изобразительного искусства"
(выдержки)

ссылки на цитирование моей статьи

https://clck.ru/ADAm2

http://sch50rzn.ru/FGOS/OOO/mr6class.pdf

http://rirorzn.ru/izdat/posobiya_i_rekomendacii/posobija/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-2013-2014-uchebnom-godu-v-6-kh-klassakh-obshcheobrazovatel/

 

За последние сто лет перемены в обществе были настолько глобальными, что практически невозможно предсказать, как наша жизнь измениться в будущем. Современные технологии, глобализация, а так же возрастающая озабоченность по поводу важных социальных проблем оказывают влияние на наш профессиональный рост и личную жизнь.

Наш быстроменяющийся мир требует соответствующих перемен в системе образования, чтобы учащиеся уже сегодня были готовы к тому, что их ждёт завтра.

         Приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.

         Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться

         Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой и С.В. Молчановым

         Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного и воспитательного процесса в школе.

         В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса

         Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

         В соответствии с ФГОС представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

         Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

         К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья

         Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции

         К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодолении.

         Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

         К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

         Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации

         К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

         Универсальные учебные действия (УУД) открывают учащимся возможность широкой ориентации в различных предметных областях и в самой учебной деятельности.

Свою работу по развитию УУД я начала постепенно, так как поняла, что не надо охватывать необъятное. Ведь все УУД тесно взаимосвязаны между собой и, если мы развиваем у ученика что-то одно, непременно затрагиваетм развитие другого учебного универсального действия.

Свою работу по развитию УУД я начала с развития коммуникативных УУД. Потребность в общении на уроках изо самая острая. Зачастую это связано с банальным обращением за каким-то материалом, но чаще за советом! Посмотри, как у меня  получилось!  Правильно я делаю?  Как у тебя? Такие вопросы всегда сопровождают наши уроки. Получить одобрительную оценку своего рисунка от товарищей , критически оценить рисунок друга, сравнить – вот те ключевые моменты, которые наиболее важны детям в момент создания чего-то нового для них. 

Для того, чтобы правильно организовать  бурные обсуждения учеников на уроке и превратить их в целенаправленный творческий процесс рисования, я выделила для отслеживания несколько коммуникативных компонентов:

 

  • продуктивность совместной деятельности;
  •  умение договариваться, приходить к общему мнению, убеждать, аргументировать свои предложения;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • осуществлять взаимопомощь;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности.

 

Все эти компоненты отслеживаются мной через наблюдения. Рассмотрим критерии оценки каждого компонента.

Продуктивность совместной деятельности определяется через рисунок:

Рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части. 0

Рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы. 1

Рисунок представляет собой целостное изображение. 2

Умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать свои предложения

Негативно относится к попыткам договориться 0

Пассивное поведение, соглашается с чужими аргументами 1

Настаивает именно на своих предложениях, чужие с ходу отвергает 1

Активное поведение, выслушивает чужие аргументы и предлагает свои, идет на компромисс 2

Взаимный контроль

Не замечает отступлений партнера от общего замысла 0

Замечает отступления, реагирует негативно 1

Замечает отступления, реагирует доброжелательно, адекватно 2

Взаимопомощь

Негативно относится к необходимости оказать или получить помощь партнера 0

Пассивное поведение, спокойно принимает помощь но сам не предлагает 1

Активное поведение, предлагает свою помощь и с благодарностью ее принимает 2

Эмоциональное отношение к совместной деятельности

отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.) 0

нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) 1

позитивное (дети работают с удовольствием и интересом) 2

 

9 – 10 высокий уровень

5 – 8 средний уровень

0 – 4 низкий уровень

Для того, чтобы влиять на развитие коммуникативных УУД, стараюсь:

 

  • Чаще создавать  проблемные ситуации (забыл материал, попробуй обратиться за помощью к товарищам, или сделал сам, помоги дугому и т.д...) Это подталкивает детей на то, чтобы они могли найти контакты взаимодействия  друг с другом, сумели понять друг друга, пошли на понимание и взаимовыручку.
  • Анализ рисунков провожу без озвучивания конкретного автора, но с внимательным изучением донесённой идеи. Это даёт возможность снять напряжение у ученика, который беспокоится получить критику в адрес своей работы, помогает активно участвовать при анализе. Автора сообщаем по его желанию или автор сам озвучивает о том, что это работа его.
  • Организую работу в группах  - на уроках, при оформлении школьных выставок, коллективных работах, совместных проектах и т.д.
  • Наиболее глубокая работа идёт в процессе развития чувственной и эмоциональной сферах при восприятии рисунков и картин, анализе работ, живом общении детей. Что для меня значат чувства, какую роль они играют, что значит прожить или не прожить чувства, зачем мне важно научиться жить в своих чувствах – вот те вопросы, которые ученики раскрывают в этих условиях. Понимание новых чувств и умение выразить их  ведёт к более глубокому пониманию себя, умению понимать  других.

 

 

         Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения, поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия целенаправленно.

         

Источники:

 

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова - М., 2010г.
  2. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя школы. 2002 г.
  3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М., 2000 - 72 c.
  4. Изобразительное искусство.Учебно-методическая комплексная документация- М.:Агар, 2009.
  5.  Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000.
  6. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. М.: 2007
  7. Образовательные технологии. Н.В. Полякова.// Научно-практический журнал «Завуч»№ 5, 2005.
  8. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство.5-7 классы. -М.:Просвещение,2011.
  9. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001
  10. Сборник нормативных документов. Искусство/сост.Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев.-2-е изд.,-М.:Дрофа,2008.
  11. Селевко Г.К «Современные образовательные технологии». М, 1998
  12. В. Г. Гульчевская Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие. Издательство: АРКТИ, 2010
  13. http://www.protema.ru/

 



Источник: http://нет
Категория: Мои статьи | Добавил: Elena-art (21.07.2013) | Автор: . E W
Просмотров: 7099 | Рейтинг: 4.2/9
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018 |