Четверг, 21.06.2018, 03:33Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Методика
Главная » Файлы » СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Ранняя профориентация детей
15.10.2016, 13:12

"Лаборатория профессий"

филиала МБДОУ детского сада "Детство" г. Екатеринбург

Реализация проекта

Методический материал:

  1. Сюжетно-ролевая игра "Поликлиника"

Игры-эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста

 

 

 

Проект ранней профориентации

«ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССИЙ»

 

 

 

Сложившиеся тенденции развития образования Российской Федерации уникальны. Кардинальные перемены, происходящие в экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества, государства, в общественном сознании существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Это требует научного осмысления, необходимого для учета новых реалий в построении процесса общественного воспитания. В связи с этим одной из задач современного дошкольного образования является развитие ребенка, открывающее возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с разновозрастным сообществом и соответствующим возрасту видам деятельности.

 

 

Следовательно, в развитии социализации личности ребенка дошкольного возраста и знаний о социальной действительности первоочередными будут являться знания о трудовой деятельности людей, которые обеспечивают понимание значения труда в жизни общества и каждого человека и обуславливают развитие социальных компетенций, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду и результатам труда уже в дошкольном возрасте. Конечно, значим и тот факт, что мир, в котором живут дети, образ жизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился и продолжает интенсивно меняться. Происходящие изменения затрагивают социально-экономические условия, ценностные ориентации не только обучающихся (воспитанников), но и педагогов, и родителей.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет их общие представления об окружающем мире и кругозор, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

В современной педагогической науке проблема ознакомления детей дошкольного возраста с трудом взрослых изучали многие ученые: В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, А.Ш. Шахманова, М.В. Крулехт, А.Н.Леонтьев, Е.А.Климов, Г.И.Щукина.

 В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с их отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей. М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий, на воспитание уважения к труду.

При организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста возникает ряд противоречий, требующих поиска инновационных форм и методов работы:

- с одной стороны отмечается потребность общества, социума и производственной сферы в специалистах с развитым профессиональным отношением, мышлением, с другой стороны используются программы подготовки преимущественно обучающихся старших классов общеобразовательной школы;

- в современной педагогической практике сложилось противоречие между потребностью в системе ранней профориентации детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью научно-методических основ еѐ проектирования и средств реализации;

- с одной стороны работники нацелены на реализацию образовательных задач в процессе социального партнерства с семьями обучающихся, с другой стороны используются, как правило, формально организованные формы взаимодействия.

Данные противоречия определяют необходимость поиска вариативных форм дошкольного образования, обеспечивающих создание условий для ранней профориентационной работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества с разновозрастными сообществами и соответствующих возрасту видах деятельности.

Таким образом, вышеизложенное еще раз подчеркивает значимость создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста и является концептуальным обоснованием необходимости проекта по организации РППС «Лаборатория профессий» в процессе сетевого взаимодействия и социального партнерства.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с у чѐтом современных образовательных технологий.

Проект разработан на основании:

- Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011г. №163-р;

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155;

- Государственной программы Свердловской области «Развитие образования в Свердловской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области 21.10.2013г. №1262- ПП  (с изменениями, внесёнными законом Свердловской области от 28 октября 2015 года № 128-ОЗ);

-  Указа Губернатора Свердловской области от 06.10.2014 N 453-УГ "О комплексной программе "Уральская инженерная школа" (вместе с "Комплексной программой "Уральская инженерная школа" на 2015 - 2034 годы").

-  Образовательной программы детского сада.

- Положения Конкурса  Муниципального бюджетного учреждения «Информационно-методический центр Орджоникидзевского района  г. Екатеринбурга» «Профессиям учат в детском саду».

 

Используемые сокращения:

РППС – развивающая предметно-пространственная среда

Детский сад - Филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детского сада «Детство» детский сад №382;

ООП – основная  образовательная программа учреждения;

НОД – непосредственно образовательная деятельность;

Образовательная среда :

  1. предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

 

Цель и задачи проекта

Проект ранней профориентации детей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 382  (далее – Детский сад) разработан в целях  создания условий для ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством РППС  в процессе  социального партнёрства и взаимодействия с родителями

К задачам проекта относятся:

  • создание условий для свободного функционирования РППС «Лаборатория профессий»;
  • обеспечение социальное партнерство детей и взрослых как полноценных участников РППС «Лаборатория профессий»;
  • обеспечение разнообразия содержания и организационных форм дошкольного образования.

 

Особенности проекта и условия его реализации
 

Отличительные особенности проекта

Данный проект:

  • обеспечивает создание РППС «Лаборатория профессий»  Детского сада;
  • содействует развитию ранней профориентационной работы в Детском саду;
  • развивает коммуникативные навыки, формирует понимание норм и правил общественного поведения.

Проект ранней профориентации  дошкольников «Лаборатория профессий» учитывает  профессии родителей и профессии района, профессии будущего:

  • ведущие промышленные отрасли района  являются машиностроение, строительство, торговля, банки;
  • востребованность высококвалифицированных рабочих профессий, работающих на высокотехнологичном оборудовании;
  • ценность семейных династий и  традиции семей.
     

 

Сроки и этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап (март) :

  • Определение концепции проекта
  • Разработка методического сопровождения проекта
  • Организационные мероприятия  по подготовке реализации проекта

Организационный (формирующий) этап (апрель):

  • Реализация последовательных этапов проекта
  • Организация деятельности «Лаборатория профессий»
  • Применение современных технологий, обеспечивающих успешность проекта

Итоговый (обобщающий) этап (май):

  • Подведение анализа эффективности реализации проекта
  • Определение дальнейших перспектив по данному направлению.

 

Участники проекта

 

Участниками проекта являются дети средней, старшей и подготовительной групп Детского сада, их  родители (законные представители), администрация и работники Детского сада, социальные партнёры.

 

Управление проектом ранней профориентации

 

Реализация проекта планируется по следующим направлениям:

  1. Создание технологических и диагностических основ образовательной деятельности Детского сада по реализации проекта ранней профориентации.
  2. Внедрение педагогической системы развития через использование современных образовательных технологий, повышающих качество дошкольного образования, ориентированных на формирование ключевых компетенций детей дошкольного возраста.
  3. И спользование новых форм и методов работы, обеспечивающих создание условий для ранней профориентационной работы, позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и на соответствующих возрасту видах деятельности.
  4. Формирование позитивной партнерской позиции родителей (законных представителей), социальных партнеров по отношению к деятельности Детского сада в вопросах организации ранней профориентационной работы.
  5. Создание специальной РППС.
  6. Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогических работников по вопросам организации ранней профориентационной работы.
  7. Просвещение родителей по вопросам ранней профориентации детей.
  8. Обобщение педагогического опыта, семейного опыта по вопросу ранней профориентации.
  9. Повышение активности Детского сада в распространении опыта работы по организации ранней профориентационной работы в рамках Мобильного интерактивного центра «Лаборатория профессий».

Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

«Лаборатория профессий»  предполагает создание отдельных маленьких лабораторий в возрастных группах. Почему лабораторий? Определяющим моментом в создании РППС является педагогическая мысль – цель, которой руководствуется коллективом педагогов Детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личные характеристики детей. Поэтому каждый центр становится настоящей лабораторией как для ребёнка, желающего узнать, поиграть, поэкспериментировать, так и для педагога, желающего создать комфортные условия РППС для развития детей.

Лаборатории для организации самостоятельной детской деятельности, творчества, совместной деятельности  со взрослым, игры и детского досуга (предметы, материалы, побуждающие дошкольников к проявлению познавательной и творческой активности) являются мобильными, передвижными. Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды в помещении групп,  всего Детского сада и на прилегающей территории разрабатывается в соответствии Примерным перечнем средств обучения (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), инвентаря, игрового, спортивного и оздоровительного оборудования.

 

Методическое обеспечение проекта
 

Методическое сопровождение деятельности по проекту ранней профориентации детей дошкольного возраста «Лаборатория профессий» предполагает реализацию, как образовательной программы, так и программ определенной профориентационной направленности, подпроектов и технологий.

В рамках подготовки к реализации проекта предполагается разработка следующих материалов и методических рекомендаций:

  1. Подпроекты  «Обеспечение охраны жизнедеятельности» - направлен на познавательную активность  детей с профессиями «пожарник», «полицейский», врач, служба МЧС…
  2. Консультации для родителей «Правила по ОБЖ для родителей», «Ранняя профориентация детей».
  3. Беседы с детьми: «Что такое «династии», «Профессия моей мамы», «Профессия моего папы», «Предприятия  нашего района», «Профессии нашего района».
  4. Чтение художественной литературы, изобразительное творчество.
  5. Методические, дидактические пособия и рекомендации: карта  «Лаборатория профессий», «Предприятия нашего района», Папки «Lapbook», макеты, циклы бесед, игровых занятий по ознакомлению с профессиями, традиции «Встреча с интересными людьми» с участием родителей. Подборка виртуальных экскурсий в организации, предприятия района города. Методические рекомендации по обучению детей целостным трудовым процессам, организации детской самостоятельной трудовой деятельности в повседневной жизни детского сада и семьи.

В процессе образовательной деятельности в рамках реализации проекта используются следующие технологии:

  • Технология организации сюжетно-ролевых игр
  • Здоровье-сберегающие технологии
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технология сотрудничества

 

Формы организации образовательной деятельности

 

Область труда взрослых зачастую неизвестна детям в силу отдалённости, в силу непонимания родителями того, что они должны чаще рассказывать детям о том, где они работают, что непосредственно делают на своей работе. Поэтому, деятельность педагога по ранней профориентации начинается именно с родителей. Для этого используются различные формы взаимодействия - консультации, беседы, встречи с родителями.

Для ознакомления детей с трудом взрослых используются словесные методы, практические, игровые в ходе всех режимных моментов.

В каждой из лабораторий ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и самодеятельности.

Лаборатория представляет собой  специальную   РППС с учётом специфики каждой возрастной  группы детей Детского сада и создаёт условия для игрового сюжета.

«Лаборатория профессий» предполагает познакомить детей с многообразием профессий района, представить, какими могут быть профессии будущего. Дидактические игры, карты, схемы позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.

Лаборатория «Строители» - представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Каждая группа представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка.

Лаборатория «Мир на дорогах» - представлена игровыми центрами в группах, макетами и интерактивным стендом в холле Детского сада, площадкой со знаками дорожного движения на улице.

Лаборатория «Спасательная служба» представлена уголоком юного пожарника в холле Детского сада,  игровыми центрами в группах.

Лаборатория «Центр компьютерных технологий» представлен РППС, созданной в домашних условиях. Включает в себя памятки для родителей  и их детей «Правила работы на компьютере для ребёнка», перечень рекомендованных интерактивных игр с учётом возраста ребёнка.

Лаборатория «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группах. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах и садах Детского сада, которые расположены рядом с игровыми участками.  Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России и на Урале.

Лаборатория «Машиностроение» представлена игровыми центрами в группах, макетами, папками «Lapbook», конструктарами разного вида.

Лаборатория «Медиацентр» позволяет детям открыть себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных рабочих являются съемка сюжетов о деятельности, выпуск стенгазет, создание интерактивных папок lapbook и др.

Лаборатория «Энергия» создаёт условия для знакомства детей с видами энергии, учит экономить электрическую энергию, даёт возможность проводить эксперименты по преобразованию двигательной, тепловой энергий.

Лаборатория «Банк» создаёт условия для знакомства с профессиями бака, умением считать денежные средства, планировать и экономить. Дети знакомятся с финансовыми инструментами.

Лаборатория «Служба уборки». Основная цель этой лаборатории - воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В лаборатории дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов.

Созданные условия позволят и в дальнейшем проводить интересные экскурсии, квэст-игры, путешествия и т.п.

 

Прогнозируемые результаты

              Ожидаемые результаты проекта

 

Участники проекта

Ожидаемые результаты

Дети

  • знают профессии своей семьи, района;
  • уважают человека труда, знает особенности трудовых процессов;
  • проявляют познавательную активность;
  • готовы к моделированию своей деятельности, прогнозируют результат;
  • креативны, способны к самостоятельным решениям.


 

Родители

  • повысят компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями детей;
  • обретут партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений, расширят формы взаимодействия с педагогами Детского сада;
  • смогут определить интересы, способности своего ребенка;
  • станут полноправными участниками образовательного процесса

Педагоги

  • повысят профессиональную компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию современных образовательных технологий и т.п.; 
  • активизируют использование форм и методов работы, способствующих привлечению родителей (законных представителей) к сотрудничеству в процессе реализации целей и задач образовательной программы;
  • систематизируют опыт работы по направлению ранней профориентации;
  • создадут образовательную среду, позволяющую решать различные задачи ранней профориентации.


 

Содержание деятельности организационного (формирующего) этапа проекта
 

Содержание деятельности строится в соответствии с календарным графиком.  Программа представляет собой ряд системных мероприятий, последовательно связанных друг с другом и проводимых в течение дня в любых режимных моментах, как в Детском саду, так и дома.

Мероприятия имеют разнообразную форму проведения.


 

Этапы

Мероприятия

1 этап – теоретическая подготовка детей

Организация образовательной среды по формированию представлений у детей знаний о профессиях, профессиях семьи, профессиях района.

Дети должны узнать, что такое семейные династии.


 

2 этап – совместная деятельность детей и взрослых

Проводятся встречи, экскурсии, беседы, наблюдения, совместная творческая деятельность, трудовая деятельность детей.

3 этап – самостоятельная деятельность детей

В рамках данного этапа подразумевается не только самостоятельная деятельность ребенка в течение дня в режимных моментах,  но и проведение иных интересных проектов, которые могут возникнуть как со стороны детей, так и со стороны взрослых – путешествия, исследования и т.п.

 

Финансирование проекта
 

Хочется отметить, что данный проект для нашего Детского сада является мало затратным, так как в основу проекта легли уже имеющиеся ресурсы Детского сада - «Интерактивная доска по правилам дорожного движения», уголок «Юного пожарного», площадка по ППД.

Макеты выполнялись в совместной деятельности детей и взрослых. Для этого активно использовался бросовый материал и имеющиеся игрушки.

Таким образом, в рамках данного проекта выстроилась система, которая позволила собрать в единый комплекс имеющиеся ресурсы и более качественно продолжить осуществлять работу по ранней профессиональной ориентации детей Детского сада.

Общая сумма затрат, которые были вложены ранее, составляет около 200 000 тысяч рублей.

 

Способ и критерии оценки эффективности реализации проекта
 

Для оценивания эффективности реализации проекта планируются следующие показатели и критерии

№ п/п

Показатели

Критерии

Баллы

  1.  

Охват детей по ранней профориентации

количество детей, охваченных деятельностью по ранней профориентации от общего числа детей младшей, средней, старшей и подготовительной групп

100%-3 балла

80%-2 балла

50%-1 балл

>50%-0 баллов

 

  1.  

Развитие материально-технического обеспечения

соответствие развивающей предметно- пространственной среды требованиям ФГОС ДО и ОП Детского сада

Да-2 балла

Нет-0 баллов

Не полностью-1 балл

  1.  

Использование современных образовательных технологий

наличие учебно-методических комплексов по направлению деятельности проекта

Полностью-3 балла

Частично-2 балла

Отсутствует-0 баллов

  1.  

Уровень кадрового обеспечения

организация и участие в практико- ориентированных мероприятиях разных уровней

Количество в год

  1.  

Уровень взаимодействия с родителями

увеличение количества совместных мероприятий

Количество в год

 

 

Категория: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Добавил: Elena-art | Теги: дети, профориентация
Просмотров: 2158 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018 |