Среда, 17.01.2018, 00:31Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 20 » Вежливый отказ: памятка директору
14:24
Вежливый отказ: памятка директору
Консультирование

Н.В. Данилова, педагог-психолог ГБОУ Гимназия № 1573, г. Москва

Как отказать в тех или иных просьбах, сгладить конфликт, успокоить напряженных и взвинченных родителей, которые приходят на прием к руководителю образовательной организации? Эта стрессовая ситуация требует не только душевных усилий, но и обладания определенными умениями и навыками. Как выстроить сложный разговор с недовольными родителями? Рекомендации психолога особенно помогут молодому директору школы.

Конфликты, недовольство, противоречия и претензии в работе директора школы неизбежны и неустранимы. Родителей тысячи, и у каждого из них — огромное количество осознанных декларируемых позиций относительно образования («главное, чтоб ЕГЭ сдал», «в школе должны научить думать», «ребенок после школы должен поступить в нужный вуз», «учителя должны быть строгими», «надо, чтобы дети хотели идти в школу» и проч.) и не меньшее количество неосознанных, сугубо личных, часто не выдерживающих критики установок (с каким настроением ребенку приходить в школу и выходить из нее; каковы реальные цели пребывания в школе; в чем функции отметок и какие из них на пользу ребенку и т. п.).

Образовательный процесс — это многостороннее взаимодействие администрации, учителей, учащихся, родителей. Если участники образовательных отношений понимают и слышат друг друга, это помогает выстраивать обучение конструктивно и эффективно.

Но что делать, если точки зрения сторон не совпадают? Как выстроить сложный разговор, предполагающий ответ «нет» на просьбу, предложение и т. п.?

Памятка для директора

Что необходимо при проведении беседы с родителями

1. Дать возможность высказать свое мнение.

Прежде чем сказать «нет» собеседнику, нужно внимательно выслушать его позицию (просьбу, мнение, предложение). Часто бывает так: человек, высказавшийся полностью, уже не настаивает на определенном решении. Ему достаточно того, что приняли во внимание его слова, услышали.

С другой стороны, изложив свою позицию, собеседник с большей вероятностью услышит позицию другого.

Возможность задать волнующие вопросы и тут же получить ответ от первого лица позволит прояснить ситуацию и избежать домыслов и интерпретаций.

2. Использовать безоценочные высказывания.

Чтобы локализовать конфликт, не дать возникшей ситуации вырасти до масштабов скандала, в беседе желательно использовать фразы, построенные по принципу я-высказывания.

Когда в беседе дается оценка действий или поступков, это вызывает желание защититься или ответить, что напоминает перебрасывание мячика с одной стороны поля на другую.

Ты-высказывание эффективно, когда необходимо выразить понимание позиции собеседника («У вас плохое расписание» — «Вы считаете, что мы должны его изменить? Что вам кажется в нем некорректным, неверным? Давайте попробуем прояснить и разобраться…»).

Обсуждение того, что и как должна делать каждая из сторон, заводит разговор в тупик. Изложение и обоснование отказа с использованием безоценочных высказываний позволит завершить беседу конструктивно, не провоцируя дальнейшего развития конфликтной ситуации.

3. Говорить о фактической стороне дела, не уходя в эмоции.

Просьбы и пожелания родителей окрашиваются разными эмоциями — волнением, напряжением, разочарованием, раздражением. Важно услышать среди них факты. Это позволит определить суть вопроса и перейти к обсуждению вариантов выхода из ситуации.

4. Создать атмосферу понимания.

Конструктивный тон беседе, когда заранее понятно, что позиции собеседников противоположны, можно задать, используя определенные речевые конструкции/слова: «если мы правильно вас поняли, то вы хотели бы…», «мы частично согласны с тем, что вы говорите, однако…».

Вместо негативно окрашенных слов лучше подбирать нейтральные: «правилами предусмотрено… (то-то и то-то)» вместо «никогда не будет… (так-то)»; «согласно документам можно сделать следующее» вместо «нельзя делать… (так-то)».

5. Следовать теме разговора.

Как правило, истории родителей имеют множество деталей, просьбы — подробные обоснования и проч. Важно не углубляться в частности, не переключаться на новые темы и обстоятельства.

Для того чтобы не уводить разговор в сторону, можно повторять одну и ту же мысль разными словами, не включаясь в обсуждение новых деталей.

С другой стороны, в зависимости от ситуации тему можно сменить, тем самым переключив внимание родителей, снять напряжение.

Например, родители настаивают на экскурсии в учебное время, можно предложить составить программу экскурсий на каникулярное время, подключив учителей предметников, классного руководителя.

6. Обезличить отказ.

При отказе важно, чтобы «нет» звучало не для конкретных родителей и их ребенка, а для той идеи или обстоятельств, которые были ими озвучены, и объективно нет возможности осуществить или изменить их в рамках данной образовательной организации. В этом случае следует ссылаться на факты, нормативные документы, педагогический опыт.

7. Не ставить точку ответом «нет».

Как правило, просьбы родителей невыполнимы в определенных условиях, если рекомендовать другие варианты, тогда у них будет возможность выбора. Кроме того, даже если претензии или предложения, высказанные родителями, не могут быть удовлетворены немедленно по их требованию или в обозначенных ими условиях, то и в этом случае та проблема, с которой родители обратились к директору, могла бы стать предметом как для индивидуального осмысления руководителем, так и для совместного обсуждения в команде администрации или на педагогическом совете при проектировании ближайших и отдаленных перспектив развития школы.

Таким образом, в ходе беседы «нет» будет звучать не как ее завершение или отказ от дальнейших встреч с родителями, а как предложение вести диалог в соответствии с нормативными документами и реалиями школьной жизни.

Единственная возможность благополучного и эффективного сотрудничества директора школы и прочих участников образовательных отношений — понимание, что эти отношения носят деловой характер.

Рабочие отношения отличаются от остальных профессиональным характером: директор и родитель вместе участвуют — каждый по-своему — в обучении детей.

Вежливый и не вызывающий обиды отказ возможен только тогда, когда он дан из профессиональной позиции, и этические и эмоциональные проблемы, связанные с отказами, снимаются именно пребыванием директора в этой позиции.

 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/453454/6c155ab178/?of=copy-8781f7e38d

Категория: Воспитателям | Просмотров: 126 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018 |