Среда, 17.01.2018, 00:32Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 20 » Создание этнокультурной среды для дошкольников
09:44
Создание этнокультурной среды для дошкольников
Духовно-нравственное воспитание / Лучший опыт

Афанасьева Ольга, зав. детским садом комбинированного вида № 5 «Одуванчик» с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области

Акеньшина Инна, ст. воспитатель детского сада комбинированного вида № 5 «Одуванчик» с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области

Представляем опыт детского сада, в котором создана этнокультурная среда. В музее народного быта «Русская изба» дети погружаются в атмосферу русской старины. В мастерской «Берегиня» любой желающий может попробовать изготовить обрядовую куклу-оберег своими руками. Как педагогическому коллективу удалось создать такие условия?

Одной из основных задач деятельности детского сада комбинированного вида № 5 «Одуванчик» с. Баклаши Шелеховского района Иркутской области (далее — Детский сад № 5) является духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Поскольку наш детский сад находится в сельской местности, данную задачу мы решаем с помощью этнокультурного подхода. Такой подход предполагает воспитание нравственной личности через окружающую среду и народную культуру.

Опыт работы нашего детского сада по приобщению дошкольников к народной культуре мы впервые представили на образовательном форуме «Образование Приангарья — 2009». Затем совместно со специалистами кафедры дошкольной педагогики Иркутского государственного педагогического института нами была разработана программа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды». Программа утверждена районным экспертным советом и представлена на Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование: история и современность».

Цель программы — обеспечить успешную своевременную социализацию дошкольников в условиях окружающей их этнокультурной среды путем ознакомления их с традиционной народной культурой.

Задачи программы:

  • формирование общей культуры детей дошкольного возраста на основе ознакомления с бытом и жизнью русского народа, его характером, обычаями, традициями;
  • создание этнокультурной среды, способствующей освоению содержания программы;
  • обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по возрождению традиций духовно-нравственного семейного воспитания средствами народной культуры;
  • воспитание социальных, нравственных, эстетических качеств личности ребенка дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание в условиях этнокультурной среды понимается как целенаправленная деятельность, ориентированная на приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям, естественное восприятие ребенком духовного мира и традиционной культуры родного края.

Программа « Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды"является вариативной частью основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада, реализуется в четырех возрастных группах: во второй младшей (дети 3–4 лет), средней (4–5 лет), старшей (5–6 лет) и подготовительной (6–7 лет).

Программа составлена на основе годового цикла народного календаря с учетом наиболее почитаемых в народе православных и фольклорных праздников. Народные праздники связаны с временами года, учебный год начинается с осенних праздников и завершается летними развлечениями (таблица).

Народные праздники в рамках программы « Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды»

Название праздника Месяц проведения Примечание
Осенины, Капустки Сентябрь Фольклорные
Покров Октябрь Фольклорные
Синичкин день (куриные именины) Ноябрь Фольклорные
Катерина Санница Декабрь Фольклорные
Рождество Христово, Крещение Январь Фольклорные
Сретенье Февраль Фольклорные
Масленица, Сороки Март Фольклорные
Благовещенье, Пасха Апрель Фольклорные
День семьи, Егорьев день Май Фольклорные
День Ивана Купалы Июль Фольклорные
Августовские спасы Август Фольклорные

При реализации программы органично задействованы все образовательные области и виды деятельности, указанные во ФГОС дошкольного образования1:

  • социально-коммуникативное развитие осуществляется благодаря закреплению полученных в детском саду знаний через сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, а также формирование толерантного поведения в мультикультурной среде, знакомства с крестьянским трудом, воспитание уважительного отношения к труду;
  • познавательному развитию способствует изучение народного календаря, связанного с временами года, что позволяет лучше узнать и полюбить природу. Воспитанники старшей и подготовительной группы познают тайны самого удивительного озера на земле — Байкал;
  • речевое развитие происходит за счет обогащения словарного запаса детей новыми словами, эпитетами, пословицами, поговорками, образными выражениями, знакомства со сказками, лучшими произведениями русских писателей и поэтов, а также рассказами о святых и защитниках русской земли;
  • художественно-эстетическое развитие включает приобщение воспитанников к художественному труду (изготовление кукол, поделок к праздникам), знакомство с русскими народными промыслами, картинами русских художников, народными песнями и танцами, русскими народными и православными праздниками;
  • физическое развитие осуществляется в ходе освоения детьми народных игр. Это дает возможность решать задачи физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей детей.

Организация образовательного пространства

Одним из условий реализации программы духовно-нравственного воспитания « Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды» является создание этнокультурной среды. Эта задача решается в нашем детском саду различными способами.

Так, например, в музее народного быта «Русская изба» собраны подлинные предметы русской старины: прялка, челнок, чугунок, ухват, угольный утюг, патефон, березовые туеса, маслобойка из бересты, деревянные ложки, сундук, рушники, самотканые половики, вышивки, салфетки конца XIX в. — начала XX в., самовар, церковная утварь для красного угла, куклы в национальных костюмах, детские народные костюмы.

Непосредственно образовательную деятельность по приобщению воспитанников к народной культуре осуществляет «хозяйка» «Русской избы» (музея народного быта, организованного в нашем детском саду). Роль «хозяйки» играет воспитатель.

Для того чтобы полностью погрузиться в атмосферу русской старины, дети приходят в гости к «хозяйке» в русских народных костюмах. «Хозяйка» знакомит дошкольников с убранством и устройством русской избы, народными игрушками, предметами домашнего обихода, русской печью, обрядами, связанными с ней, русским народным костюмом, тряпичными куклами из бабушкиного сундука; рассказывает русские народные сказки, потешки; с детьми среднего и старшего возраста в рамках знакомства с народным декоративно-прикладным искусством проводит занятия по аппликации, лепке, рисованию.

Кроме того, в «Русской избе» представлена коллекция обрядовых кукол-оберегов, с которыми мы знакомим детей: кукла Кувадка — в русской народной традиции первая кукла в жизни ребенка, связанная с таинством его рождения; кукла Пеленашка, защищающая еще некрещеного ребенка от всех напастей; Рождественский ангел, оберегающий ребенка от всех неприятностей и болезней; свадебные обрядовые куклы «Неразлучники»; кукла Стригушка (Ржанка) — оберег нынешнего и будущего урожая; кукла Кубышка, куклы Колокольчики, Зайки, Масленица и др.

У каждой группы нашего детского сада есть свои куклы-обереги:

  • у самых маленьких воспитанников (первой младшей группы) кукла-оберег Зайка — с ним не грустно и не страшно, он одновременно оберег, друг и игрушка;
  • в группах младшего возраста покой и сон детей охраняют куклы Кувадки и Пеленашки;
  • у воспитанников средней группы обереговые куклы Колокольчики — для хороших новостей и радостного настроения;
  • воспитанников старшей группы оберегает Кубышка — красивая кукла, сидящая на мешке с ароматными целебными травами, защищающая от всех болезней;
  • воспитанники подготовительной группы очень любят свою обереговую куклу Домашнюю Масленицу, которая выполняет желания в течение всего года.

Куклы-обереги достаточно просты в изготовлении, поэтому мы решили создать для педагогических работников и родителей мастерскую «Берегиня». Занятия, мастер-классы, семинары-практикумы в мастерской с большим воодушевлением проводят воспитатели детского сада, освоившие различные технологии изготовления обрядовых кукол. Занятия настолько увлекательны, что музей быстро пополнился куклами. В январе 2014 г. воспитатель нашего детского сада вместе с воспитанниками группы для детей с общим недоразвитием речи принял участие в международной миротворческой акции «Гирлянда Дружбы», для которой изготовили 20 кукол Кувадок.

Также в нашем детском саду оборудованы экологическая комната (в которой находятся альбомы с фотографиями, коллекции байкальских камней, гербарии) и уголок геральдики (с картой Иркутской области, России, Байкала, куклами в костюмах народов Прибайкалья).

В групповых есть «полочки красоты» — для ознакомления детей с народным прикладным искусством (подлинными изделиями народных мастеров, альбомами по  декоративно-прикладному искусству).

Педагоги используют на занятиях:

  • иллюстрации народных костюмов, праздников, сказок, потешек; картотеку народных игр для мальчиков и девочек (подвижных, словесных, настольно-печатных, дидактических и др.); развивающие народные игры (изготовленные воспитателями и родителями); детские народные музыкальные инструменты (гусли, шарманка, трещотки), сборники народных песен, игр с пением;
  • методические материалы: альбомы о достопримечательностях региона («Священный Байкал», «Тофалария — страна гор», «Иркутск», «Художественный музей», «Православные храмы России», «Православные храмы Иркутска», «Шелехов» и др.); книги по народоведению, истории села Баклаши, городов Шелехов и Иркутск, Сибири, Байкала; народный и православный календари, православный букварь.

Земельный участок на территории нашего детского сада разбит на зоны: огород, цветник, сад, уголок леса, уголок лекарственных растений. В течение лета дети совместно с педагогами наблюдают и ухаживают за овощами и лекарственными растениями (для фитотерапии) в огороде, ухаживают за растениями цветника, сада и леса.

Сетевое взаимодействие

В рамках реализации программы развития образования Шелеховского района Иркутской области в 2013 г. была создана модель сетевого взаимодействия образовательных организаций. Наша программа « Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях этнокультурной среды» была включена в инновационный образовательный альянс «Инновационное содержание образовательной среды как условие реализации ФГОС». Инновационный образовательный альянс — это временное объединение (содружество) нескольких образовательных организаций, созданное с целью решения дидактической проблемы практико-ориентированного характера. К апробации нашей программы духовно-нравственного воспитания присоединились четыре дошкольных образовательных организации района. Для этого был составлен план сетевого взаимодействия, проведен обучающий семинар для участников альянса. В апреле — мае 2014 г. каждая дошкольная образовательная организация, участвующая в сетевом взаимодействии, представила результаты своей работы: развлечения для детей, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности, презентацию развивающей предметно-пространственной среды.

Практический опыт работы по  духовно-нравственному воспитанию коллектив нашего детского сада представлял на мероприятиях различного уровня: всероссийского, регионального и муниципального.

В рамках реализации программы детский сад сотрудничает с местными учреждениями культуры:

  • домом культуры с. Баклаши (проведение совместных фольклорных и православных праздников, таких как Троица, Пасха, Святки и др.);
  • музеем имени Григория Шелехова (организация тематических экскурсий «Шелеховский район. История и достопримечательности», «Григорий Шелехов — великий путешественник»);
  • Иркутским областным краеведческим музеем (проведение выездных занятий в музее и в детском саду по темам «Культурные растения региона», «Происхождение Байкала. Животный мир Байкала», тематических праздников «День медведя», «Осенины», экскурсий «Природа Прибайкалья» и т. д.).

В заключение отметим, что духовно-нравственное воспитание — это процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого воспитанника. Результаты такого процесса могут проявиться не сразу и не всегда в дошкольном возрасте, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

1Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 № 1155.
 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/417819/29c4fc70ac/?of=copy-3642c4afe4

Категория: Родителям | Просмотров: 234 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018 |