Понедельник, 20.11.2017, 23:47Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 19 » Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы
21:45
Программа «На пороге школы» для детско-родительской группы
Коррекционная и развивающая работа

М.Н. Фоминова, педагог-психолог МДОБУ центр развития ребенка – детский сад № 11 «Березка», пос. Липовцы, Приморский край

Занимаясь подготовкой ребенка к школе, родители, как правило, ориентированы на развитие у него таких умений и навыков, как чтение, счет, письмо. При этом роль познавательных процессов недооценивается. Как следствие, уже в первом классе основные жалобы, которые слышат педагоги-психологи от учителей и родителей учащихся, — на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей. В большей степени к школьным трудностям не подготовлена семья. Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? Что надо делать сегодня, чтобы обеспечить успешность адаптации к учебной деятельности? Многие родители испытывают затруднение в решении этих вопросов. Поэтому особенно важно организовать совместные детско-родительские встречи, в ходе которых обучить их специальным упражнениям и играм, которые могут способствовать подготовке к школе.

Совместная деятельность ребенка и взрослого — основа психологического благополучия ребенка и его успешной адаптации к школе. Специальный курс встреч в рамках программы «На пороге школы» (приложение), разработанный в 2011 г. и направленный на взаимодействие взрослых и детей, послужит базой для развития познавательной активности, мотивационной готовности к школе, снижению уровня тревожности у участников. Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.

Цели программы: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей;
  • демонстрация родителям возможностей игры для развития интеллекта ребенка;
  • активизация умственной активности ребенка;
  • формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации;
  • развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установление визуального и физического контакта в совместной деятельности.

Работа по программе проводится во второй половине учебного года.

Курс включает 13 встреч с периодичностью 1 раз в неделю.

Продолжительность встречи: 50–60 мин.

Количество человек в группе: 9–10 детей с родителями.

Структура встречи:

1. Организационный этап:

  • игра-приветствие — направлена на развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
  • игры и упражнения на формирование позитивной мотивации к обучению.

2. Основной этап:

  • задания и упражнения на развитие познавательных и психологических процессов дошкольника; фонематического слуха; зрительного восприятия; навыка ответа у доски; самоконтроля; для повышения уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
  • практическая деятельность — направлена на развитие навыка работы с родителями и сверстниками.

3. Заключительный этап:
игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных умений, которые необходимы для успешного развития процесса общения.

Приложение

Конспекты встреч по программе «На пороге школы» в детско-родительской группе

ВСТРЕЧА 1

Задачи:
1. Подготовка детей и родителей к совместной работе на предстоящих занятиях.
2. Развитие предпосылок к учебной деятельности (исполнительские способности, волевые качества, мотивация) ребенка.
3. Развитие фонематического слуха и слухового внимания.
4. Тренировка самостоятельности, инициативности, ответственности, умения сосредотачиваться.

Ход встречи

1. Игра-приветствие «Я рисую»

Слово педагога-психолога: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем заниматься вместе с родителями. Чтобы у нас все получилось, нужно быть внимательными и помогать друг другу. Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Я рисую».

Правила игры. Когда произносятся слова «Я рисую», участники бегают по залу врассыпную. Как только педагог-психолог говорит «круг» (линия, полукруг, треугольник, квадрат и т. п.), участники должны быстро и организованно сформировать названную фигуру. Игра повторяется 2–3 раза.

2. Игра на внимание «Гонки по кругу»

Инструкция педагога-психолога: В мире нас окружает огромное количество звуков, и многие предметы издают звуки. Вы видели настоящие гонки?.. Сейчас мы с вами организуем гонки по кругу. Представьте себе рев гоночного автомобиля — «Рррмм!». Я начну игру и буду быстро поворачивать голову налево и направо, тот, в чью сторону я повернулась, должен тут же присоединиться к гонке и быстро произнести свое «Рррмм!», повернувшись к соседу. («Рев мотора» быстро передается по кругу.) У гоночного автомобиля есть и тормоза. Когда на них нажимают, то раздается другой звук — «Ииик!» Если кто-нибудь из вас во время движения автомобиля вдруг произнесет «Ииик!», он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает ее в другую сторону. Но помните — у каждого есть право остановить машину только один раз.

Примечание. После игры педагог-психолог предлагает участникам сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.

3. Упражнение «Проблемная ситуация»

Инструкция. Участники встают в шеренгу и рассчитываются на первый-второй-третий. Первые номера занимают места справа от педагога-психолога; вторые номера — напротив, третьи — слева от него.

Слово педагога-психолога: Знаете ли вы кто такой Змей Горыныч? Совершенно верно — сказочный герой с тремя головами. Сейчас я расскажу вам сказку про Змея Горыныча, а вы поможете мне в ней разобраться.

Сказка про Змея Горыныча

Жил-был на свете Змей Горыныч, и было у него три головы: первая голова не хотела дружить с людьми, но была не против зверей; вторая не хотела дружить со зверями, но была не против людей; третьей было совершенно все равно — дружить или не дружить со зверями или людьми.

Почему так произошло, что головы не захотели дружить со зверями или людьми, спросите вы? Я расскажу.

Эта история случилась давным-давно, когда Змей Горыныч был еще крошкой. Даже ребенком Горыныч был очень крупных размеров (ведь он же дракон) и кушал очень много. Звери не захотели делиться с ним едой и прогнали Горыныча из леса. Тогда бедный зверь пошел к людям и стал есть их домашних животных и урожай с полей. Людям не понравилось это, они не захотели делиться с ним и прогнали его из деревни. С тех пор Горынычу пришлось жить одному в заброшенной и сырой пещере, далеко от леса и людского жилья.

Вот такая история приключилась. И нам с вами сейчас нужно как-то помирить головы друг с другом, а также с людьми и животными.

Первая команда будет людьми, вторая — животными, третья — Змеем Горынычем.

Задания:

Первая команда. Представьте, что вы люди, у которых Горыныч таскал урожай. Он делал это не специально, а потому, что был очень голоден, т. к. звери выгнали его из леса. Подумайте, как вы могли бы помириться с Горынычем, чтобы и ему было не одиноко, и вы с голоду не умерли, потому, что он очень много ест.

Вторая команда. Представьте, что вы звери. Вы выгнали Горыныча из леса, потому что он очень много ел, и вам оставалось мало пищи. Вам очень нужно помириться с Горынычем, как вы могли бы это сделать?

Третья команда. Представьте, что вы Змей Горыныч. Двое-трое участников будут первой головой, двое-трое — второй и столько же — третьей. Вам нужно подумать, как все три головы могли бы договориться между собой, чтобы помириться и с людьми, и с животными.

Примечание. В этой работе каждой группе дошкольников помогают взрослые, но не подсказывая ответы, а задавая наводящие вопросы, которые должны подвести детей к правильному решению. На выработку решения отводится 10–15 мин, после чего каждая команда предлагает свой вариант примирения, происходит обсуждение и выработка единого решения.

Рефлексия:
1. Легко ли было найти правильное решение, чтобы помириться друг с другом?
2. Что было для вас самым сложным? (Вопрос родителям.)
3. Что вам понравилось больше всего?
4. Можно ли поступать так, как поступили люди и звери с Горынычем?
5. Легко ли дружить?

4. Упражнение «Легко-трудно»

Инструкция. На доске на некотором расстоянии друг от друга размещены три карточки с картинками. На первой («легкой») изображены 6 предметов; на второй («средней») — 10; на третьей («трудной») — 16.

Слово педагога-психолога: В школе учитель вам будет предлагать разные задания: легкие, средние, трудные. Какие из них вам хотелось бы выполнять? Выберите любую карточку…

Примечание. Выбрав ту или иную карточку, дети должны запомнить, что на ней нарисовано, а затем по памяти перечислить изображенные предметы. Родители фиксируют ответы.

5. Игра «Ассоциация»

Инструкция педагога-психолога: Ассоциация — это картинка, образ, который появляется в голове, когда мы слышим то или иное слово. Сейчас я буду называть слова, а вы подумайте и скажите, какие образы, картинки, слова возникают у вас в связи с названным словом.

Слова: зима; танец; обед; болезнь; школа; праздник; книга; игра; темный лес; мальчик.

6. Игра со счетными палочками «Повтори»

Инструкция. Игра в парах с родителями. Каждой паре даются счетные палочки. Один из участников выкладывает из палочек какую-нибудь композицию. Задача второго — посмотрев на нее в течение нескольких секунд, повторить. После этого участники меняются ролями.

7. Игра в кругу «Пусть всегда будет…»

Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение. Для этого все хором произносят «Пусть всегда будет…», после чего кто-то из детей или взрослых говорит свое желание.

ВСТРЕЧА 2

Задачи:
1. Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения детей и родителей.
2. Формирование у детей позитивного восприятия окружающих, заинтересованности в достижении цели.
3. Развитие представлений об окружающем мире, о школьных принадлежностях.
4. Формирование умения выстраивать логические цепочки из названий предметов, объединенных общим признаком.
5. Развитие зрительного внимания, концентрации внимания.

Материалы: листы бумаги 10×15 желтого, голубого и зеленого цвета; предметные картинки на каждого ребенка (см. ниже).

Ход встречи

1. Игра-приветствие «Здравствуйте»

Слово педагога-психолога: Давайте возьмемся все за руки и произнесем слово «здравствуйте» сначала тихо, затем обычным голосом, потом громко…

Во время наших встреч мы с вами будем путешествовать по Стране знаний, будем учиться думать и быть внимательными. Для начала нужно настроиться. Закройте глаза и взрослые, и дети, расслабьтесь… Представьте свой мозг… Он похож на мяч, серый, покрытый бороздами, которые называют извилинами. Ваш мозг начинает просыпаться, наполняется энергией, он готов работать.

Давайте проверим, настроился ли ваш мозг на работу…

2. Игра «Обобщающие слова»

Инструкция. Педагог-психолог называет группы слов, к которым участники должны подобрать обобщающие слова:

  • Вера, Надежда, Елена, Лиза;
  • январь, март, июль, август;
  • понедельник, среда, пятница, воскресенье;
  • стол, диван, кресло, кровать;
  • волк, еж, медведь, лиса;
  • береза, тополь, липа, клен;
  • голубь, воробей, синица, дятел;
  • корова, коза, лошадь, собака;
  • ручка, тетрадь, учебник, линейка;
  • сапоги, туфли, ботинки, кроссовки.
3. Игра «Летает — не летает»

Инструкция. Педагог-психолог перечисляет животных и различные предметы. Задача участников: если он называет предмет, который летает, развести руки в стороны, словно крылья; если называется предмет, который не летает, — присесть.

4. Упражнение «Угадай звук»

Проводится за столами.

Инструкция педагога-психолога: В мире нас окружает огромное количество звуков. Звуки находятся в начале, середине и в конце слова. Перед вами лежат картинки (рис. 1). Вам необходимо найти среди них те, где звук «р» стоит в начале, середине, конце, вырезать их и наклеить следующим образом: если звук в начале слова — картинка наклеивается на желтый лист; если в середине — на зеленый; в конце — на голубой.

Рис. 1

Примечание. По мере необходимости взрослые помогают детям выполнить задание.

5. Упражнение «Будь внимательным»

Инструкция. Участникам предлагается рассмотреть изображенное в таблице (рис. 2). После того как педагог-психолог ее закроет, дети должны вспомнить, что видели, и в своих таблицах (рис. 3) обвести те картинки, которых изначально не было.

Рис. 2
Рис. 3
6. Упражнение «Урок и перемена»

Инструкция педагога-психолога: Скажите, а в школе есть перемены? А зачем они нужны? Посмотрите внимательно на рисунки перед вами (рис. 4). В верхней части листа изображены урок и перемена: урок идет дольше — это длинная полоска, перемена меньше — короткая полоска; в середине урок — короткая полоска, перемена — длинная; в нижней части листа урок и перемена изображены одинаковыми по длине полосками, т. е. они по времени идут одинаково. Сделайте свой выбор и поставьте напротив крестик. (Дети выполняют задание и объясняют свой выбор.)

Рис. 4
7. Игра «Ты солнце — я луна»

Инструкция педагога-психолога: Я говорю любую фразу. Тот, кто стоит справа от меня, должен придумать свою фразу, начинающуюся на «я», причем такую, чтобы ее ключевое слово по смыслу было связано с моим. Например: «Я — Солнце!» — «Я — Луна»; «Я — Свет» — «Я — Лампочка».

Примечание. Родители по необходимости помогают детям.

8. Игра «Земля, воздух, вода, огонь»

Инструкция. Игра проводится в кругу. Педагог-психолог поочередно бросает мяч, говоря «вода» («воздух», «земля», «огонь»). Участник, возвращая мяч, должен назвать животное, которое плавает (летает, ходит по земле). При слове «огонь» все хлопают в ладоши и кружатся.

ВСТРЕЧА 3

Задачи:
1. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
2. Знакомство со школьными правилами.
3. Развитие внимания, мышления, творческих способностей.
4. Настрой на легкую адаптацию к школе.
5. Формирование мотивационной готовности к школе.

Материалы: карточки со слогами; цветные карандаши, белая бумага А4 на каждого ребенка; иллюстрации, отражающие школьные правила (рис. 5–8).

Ход встречи

1. Игра-приветствие «Ветерок»

Слово педагога-психолога: Сегодня мы с вами отправимся в страну Школандию. Там мы узнаем, что такое школьная жизнь, есть ли правила в школе, какие у школьников помощники, что мешает учиться.

А для начала давайте сыграем в нашу традиционную игру-приветствие. Представьте, что вы превратились в легкий ветерок. Прошепчите свое имя так, как это сделал бы ветерок.

2. Игра «Закончи предложение»

Инструкция. Участникам предлагается закончить предложение «Школа — это…» (возможные ответы: школа — это учитель, ученик, парта, знания, учебники и т. п.)

3. Упражнение «Запомни правило»

Инструкция. Педагог-психолог задает детям вопросы:

  • Как вы понимаете слово «правила»?
  • Где вы встречались с правилами?
  • Что происходит с теми, кто не выполняет правила?

Далее педагог-психолог говорит о том, что в стране Школандии есть свои правила, поэтому, прежде чем отправиться туда, надо их изучить. Он называет правило и показывает соответствующую иллюстрацию:

1) Заходя в школу, не шуми (рис. 5).

Рис. 5

2) На уроке не шуми, слушай учителя (рис. 6).

Рис. 6

3) Сиди за партой правильно, не крутись (рис. 7).

Рис. 7

4) Не подсказывай, все делай сам и дай другим такую возможность (рис. 8).

Рис. 8
4. Игра «Учитель»

Инструкция. Педагог-психолог предлагает одному из детей побывать в роли учителя. Ребенок выходит за дверь. Его задача — вспомнить стихотворение, сказку или интересную историю, которую он расскажет ученикам. В это время педагог-психолог договаривается с участниками об условных знаках, которые он будет подавать незаметно: руки скрещены на груди — слушать внимательно, не разговаривать, смотреть в глаза; руки опущены вниз — можно шептаться, вертеться, хихикать. Во время выступления «учителя» положение рук меняется несколько раз.

Вопросы к «учителю»:

  • Тебе легко было рассказывать, когда дети шумели? Почему?
  • Чему учит эта игра?
  • Какое правило поможет правильно вести себя на уроке?
5. Упражнение «Ладошка — кулачок»

Инструкция. Прежде чем выполнить задание, необходимо усвоить следующую технику: все участники делают хлопок — потом стучат по ладони правой руки кулаком левой — снова хлопок — затем стучат по ладони левой руки кулаком правой — снова хлопок и т. д.

Когда техника выполнения упражнения усвоена, участникам предлагается применить ее с опорой на ритм скороговорки: «Боря Ире дал ириску, Ира Боре — барбариску».

6. Рисование на тему «Мир дошкольника и мир школьника»

Инструкция. Детям предлагается нарисовать цветными карандашами два мира: мир дошкольника и мир школьника. Родители могут помогать.

Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличается мир дошкольника от мира школьника?
  • Какой мир вам больше нравится? Если мир дошкольника — поднимите красный прямоугольник, если мир школьника — зеленый.
7. Игра «Компьютер»

Инструкция. Игра проводится в кругу. Дети и взрослые получают карточки со слогами. Задача — найти пару так, чтобы получилось слово, и встать рядом. Например: шко-ла, пар-та, руч-ка, ра-нец, зво-нок, кни-га, пе-нал, дос-ка.

8. Игра «Звонок, перемена, домой»

Инструкция. Участники стоят по кругу. Услышав команду «Звонок!», взрослые и дети берутся за руки, образуя цепочку, и замирают. По команде «Перемена!» — бегают и прыгают. По команде «Домой!» — строятся парами, как будто собрались уходить из школы домой.

ВСТРЕЧА 4

Задачи:
1. Развитие речи, внимания, быстроты реакции; расширение словарного запаса.
2. Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля.
3. Знакомство с невербальными средствами общения.
4. Тренировка тонкой моторики и тактильной чувствительности.
5. Сплочение детей и родителей.

Материалы: мяч, карточки со знаками «Говорит один», «Говорим хором» (см. ниже); четыре разрезных квадрата на каждого ребенка; тарелка с тремя отделами на каждого ребенка; мисочка со смесью из макарон, фасоли и гороха на каждого ребенка.

Ход встречи

1. Игра «Молчаливое приветствие»

Инструкция. Участники двигаются по комнате. По команде «Руки!» останавливаются и жмут друг другу руки («Спинки!» — здороваются спинами, «Носики!» — трутся носами, «Лобики!» — лбами). В завершение дается команда «Круг!» — все встают в круг и говорят «Здравствуйте!».

2. Игра «Ха-ха-ха-ха-ха!»

Инструкция. Участники стоят в кругу, соединив кисти рук в замок. Педагог-психолог показывает движения, которые они должны выполнить:

  • прикоснуться к левому плечу и при каждом прикосновении произнести «ха-ха-ха-ха-ха» (5 раз);
  • прикоснуться к правому плечу и при каждом прикосновении произнести «хо-хо-хо-хо-хо» (5 раз);
  • прикоснуться к левому колену, произнося «хе-хе-хе-хе-хе» (5 раз);
  • прикоснуться к правому колену, произнося «хи-хи-хи-хи-хи» (5 раз).

Затем все те же движения повторяются в более быстром темпе по четыре раза. Темп ускоряется, а количество прикосновений последовательно уменьшается до одного.

3. Игра «Кто кем был?»

Инструкция. Участники стоят по кругу, педагог-психолог, бросая мяч, задает вопрос: «Кем (чем) был(а) раньше… (цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечкой); шкаф (доской); рубашка (тканью); дом (кирпичом); собака (щенком); птица (птенцом); хлеб (мукой); бабочка (гусеницей); листок (почкой))?»

4. Упражнение «Говорит один — говорим хором»

Инструкция. Педагог-психолог демонстрирует детям два знака и рассказывает об условиях, при которых они будут применяться. Первый — «Говорит один» (рис. 9) — используется в том случае, если ответ на вопрос должен дать один ребенок.

Рис. 9

Второй знак — «Говорим хором» (рис. 10) — в том случае, если на вопрос разрешается ответить всем вместе.

Рис. 10

Вопросы:

  • Какое сейчас время года? («Говорим хором».)
  • На какой свет светофора можно переходить улицу? («Говорим хором».)
  • Как зовут мальчика, которого вырезал из дерева папа Карло? («Говорит один».)
  • Какие животные дают молоко? («Говорим хором».)
  • В детском саду — занятие, а в школе? («Говорит один».)
  • В детском саду — группа, а в школе? («Говорит один».)
5. Упражнение «Чужое слово»

Инструкция. Педагог-психолог повторяет слово, заменяя в нем один раз звук. Например:

  • пол, пол, пол, кол, пол;
  • кол, кол, кол, гол, кол;
  • мак, мак, лак, мак, мак;
  • лик, лик, лик, лик, лим.

Задача детей — внимательно слушать и, когда будет произнесено новое слово, хлопнуть в ладоши.

6. Задание «Разрезные квадраты»

Инструкция. На столе у каждого ребенка 4 разрезных квадрата. Задача — сложить их по-разному.

7. Упражнение «Сортировка».

Инструкция. На столе у каждого ребенка — пластиковая тарелка с тремя отделами, мисочка со смесью из макарон, фасоли, гороха. Педагог-психолог просит детей, закрыв глаза и подняв голову вверх, рассортировать смесь по трем отделам тарелочки. По окончании дети открывают глаза и проверяют правильность выполнения задания.

8. Игра в кругу «Ах, какой я молодец!»

Инструкция. Участники движутся по кругу подскоками. Педагог-психолог в произвольном порядке произносит любые числа. Когда он говорит «Семь!», дети останавливаются, хлопают в ладоши и произносят: «Ах, какой я молодец!», после чего игра возобновляется.

 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/425053/0cde5c9a1b/?of=copy-4ae02a2f1d

Категория: Родителям | Просмотров: 238 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |