Понедельник, 20.11.2017, 23:58Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 19 » Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
20:54
Профилактика агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Психопрофилактика

А.А. Фазлетдинова, педагог-психолог МАДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 122, г. Уфа, Республика Башкортостан

Агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Но если вспышки гнева слишком часты и мешают ребенку взаимодействовать с другими людьми, мешают познавать окружающий мир, развиваться, то такому ребенку нужна помощь. Если не уделять агрессивному поведению дошкольников достаточного внимания, то возможно закрепление такого поведения и превращение агрессии в черту личности. Важно научить детей проявлять агрессию в адекватной и социально приемлемой форме. Как это сделать в рамках дошкольной образовательной организации?

Истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. В жизни происходит много событий, которые могут озлобить, ожесточить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети четко улавливают настроения окружающих. Взрослые обсуждают военные действия, смотрят передачи про катастрофы и фильмы про убийства и безысходность. Часто от них можно услышать отрицательное оценивание поступков других людей, ярую критику и угрозы расправы с обидчиком. Естественно, и дети наэлектризованы злостью, из-за чего обзываются, дерутся, обижают друг друга, жестоко относятся к животным.

Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникают случайно и внезапно.

Агрессию нельзя подавлять – это может привести к еще большему ее проявлению либо к аутоагрессии (агрессии, направленной на самого себя).

В последнее время из новостей часто можно услышать о том, как подростки избивают своих одноклассников, нападают с ножом на сверстников, на педагогов, приносят в школу огнестрельное оружие.

Важно понять, что подобное поведение не возникает здесь и сейчас. Ему предшествуют долгие годы накапливания негативных эмоций, неумения их проявить адекватно, подавления в себе в силу разных причин. Часто истоки подобного поведения начинаются уже в дошкольном детстве.

У ребенка дошкольного возраста нередко возникают яркие вспышки гнева и агрессии как форма проявления протеста против действий или отношения других людей. Без такого поведения невозможно нормальное здоровое развитие ребенка. Однако и отсутствие агрессии – также тревожный признак.

Как правило, уровень агрессии выше у детей с холерическим темпераментом, т. к. им трудно управлять своими эмоциями и они более активно выражают свои чувства. У детей с СДВГ также возможны более частые проявления агрессии вследствие того, что им трудно контролировать свои импульсы.

Нужно объяснить ребенку, что злиться – это нормально, все люди злятся. Главное – научиться справляться со своей злостью, выпускать ее из себя безопасным способом.

В условиях ДОО важно проводить профилактическую работу в данном направлении и начинать ее уже с детьми младшего дошкольного возраста. Именно в этот период у человека начинает зарождаться сила «я». Чем она больше, тем выше способность ребенка к саморегулированию и меньше агрессивность, тем он менее фрустрирован и более толерантен.

Один из вариантов такой работы – проведение занятия «Добрые сердцем, сильные духом!» (приложение).

Цель занятия: профилактика правонарушений, агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Принципы общения с агрессивными детьми

1. Помогать осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Объяснять, почему поведение неправильно, быть при этом предельно кратким.
2. Помогать лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.
3. Давать возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и т. д.).
4. Хвалить! Это пробудит желание еще раз услышать добрые слова в свой адрес.
5. Никогда не унижать достоинство ребенка. Не произносить фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!» В большинстве случаев за критикой отдельных поступков ребенок чувствует непринятие его в целом.
6. Показывать личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения – ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать. Направлять активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры, совместная со взрослыми деятельность, в процессе которой подчеркивается его значимость). Учить правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширять кругозор ребенка.

Задачи:

  • отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
  • создание условий для развития навыков саморегуляции и самоуправления;
  • освобождение от негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Участники: 10–12 человек детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет), педагог-психолог и взрослый, исполняющий роль зла.

Приложение

Конспект занятия «Добрые сердцем, сильные духом!»

Продолжительность: 35–40 мин.

Необходимые материалы: мультимедийная доска, картон, обрывки цветной бумаги – детали для маски зла, ленточки, степлер, музыка для танца злости, музыка для релаксации, клей, подушки по числу детей, эмблемы в виде красного сердца со щитом по числу детей.

Ход занятия

1. Приветствие. Упражнение-разминка «Аплодисменты по кругу»

Цель: создание атмосферы принятия, переживание чувства радости.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Педагог-психолог приветствует их, затем подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Потом они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, пока ею не будут охвачены все дети.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Беседа с детьми

Цель: профилактика правонарушений, развитие навыков саморегуляции и самоуправления.

Педагог-психолог: Теперь я вижу, что все оживились и настроились на занятие. Ребята, а вы когда-нибудь совершали добрые поступки, добрые дела? Кто хочет поделиться? Молодцы! Это замечательно! А я сегодня расскажу вам о детях, которые, к сожалению, совершили не добрый, а злой поступок.

Собрались как-то вместе несколько ребят, стало им скучно, и подумали они, не заняться ли им чем-нибудь этаким. И пришли им в голову мысли, но не хорошие, не добрые, а плохие, злые. Задумали они сделать злое дело…

Как вы думаете, какое злое дело они задумали?..

Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и дополняет их своими примерами:

  • Решили они звонить в двери соседям и убегать. Вот смешно! Соседи спрашивают, кто там, а потом ругаются.
  • Решили они стащить в магазине несколько шоколадок – мол, если все ловко провернуть, никто и не заметит.
  • Решили они убежать из детского сада и пойти в магазин игрушки смотреть. Надоело уже в этом садике сидеть, маленькие что ли!
  • Решили они в кошку камнями кидаться – интересно же, как настоящая охота!
  • Решили они взять у какого-нибудь мальчика-тихони шапку и пинать ее, как мяч, ногами – мол, мы сильные, а он слабый!

Вот такие дурные мысли пришли им в голову. Так уж устроены дети – иногда им надоедает хорошими быть, и тогда приходят дурные мысли. Только вот не подумали они о том, что от их плохих поступков кому-то станет очень плохо и больно…

Педагог-психолог начинает показ слайдов на мультимедийной доске:

  • Плохо стало воспитательнице, у нее заболело сердце, потому что она очень испугалась за детей, которые убежали из садика (слайд со скорой помощью).
  • Плохо стало мальчику-тихоне, шапку которого они пинали. Теперь он боится ходить в садик и все время плачет (слайд с плачущим ребенком).
  • Плохо стало маме и папе, когда их вызвали в полицию и заставили платить большой штраф за то, что их дети украли шоколадки (слайд с полицейским).
  • Плохо стало кошке, в которую кидали камнями, ей попали в глаз, и она ослепла, теперь не может охотиться и, возможно, умрет (слайд с больной кошкой).
  • Плохо стала старушке, которой звонили в дверь. Она так спешила открыть, что упала и сломала ногу (слайд с человеком в гипсе).

Ребята, а ведь в такую историю с плохим концом может попасть любой ребенок. Но вы должны знать, что каждый из вас может предотвратить плохое, вовремя остановиться и не участвовать в плохом деле. Вы согласны со мной?

Что же делать, если друзья уже собрались совершить плохое дело? Какие слова сказать, чтобы они остановились и подумали, стоит ли совершать такой поступок?

Педагог-психолог делает вывод: Надо сказать друзьям, что это плохая идея, глупая и опасная. Можно предложить им заняться чем-нибудь другим. Если же они не послушаются, то нужно твердо отказаться от участия в плохом деле: «Я не пойду с вами!» А затем надо просто отойти от них – пусть поступают как знают.

Ребята, а как вы думаете, нужно ли сообщить взрослым о том, что друзья задумали плохое?..

Конечно, ябедничать нехорошо, стыдно, но жизнь и здоровье важнее всего. Если есть опасность для жизни или здоровья, нужно сразу сказать об этом взрослым.

А как же поступить, если другие ребята начнут обзывать тебя слабаком, трусом, предателем за то, что ты не хочешь вместе с ними идти на плохое дело, или откажутся дружить с тобой, если ты не пойдешь с ними?.. Что делать в этом случае?..

Ситуация, когда все настроились против тебя одного, очень сложная, не каждый взрослый такое выдержит. Только сильный человек может противостоять другим и не поддаваться на их уговоры. Это настоящее мужество.

А вы сильные, мужественные?.. Хотите, проверим, есть ли у вас сила духа, сможете ли вы побороть зло?.. Только настоящий герой отважится на такое. Готовы ли вы стать героями?.. Давайте придумаем, с кем мы будем сражаться... На что будет похоже зло, с которым мы будет бороться?..

3. Упражнение «Встреча со злом»

Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

Инструкция. Упражнение состоит из трех этапов.

Этап 1. Изготовление маски зла. Дети совместно с педагогом-психологом мастерят из заранее заготовленных материалов большую маску зла. Основной материал – картон. Дети прикрепляют к нему детали из цветной бумаги, создавая образ зла. По краям к готовой маске прикрепляются ленточки, которые будут придавать образу живость.

Этап 2. Оживление маски зла. Когда маска готова, все дети встают в круг и становятся героями. Помощник педагога-психолога становится в середину круга и показывает, как зло оживает: танцует с маской под специально подобранную музыку.

Этап 3. Встреча с героем. Педагог-психолог рассказывает: «Есть легенда о том, что если герой слабее духом, чем зло, то при встрече со злом он и сам может превратиться в него. Во все времена герои тренировали свой дух, чтобы сохранить себя и победить зло. А еще есть такое поверье: если начать бить зло, ругать его плохими словами, то сам превратишься в злого человека. Как же тогда победить зло?»

Примечание. Педагог-психолог выслушивает ответы детей и делает вывод: «Правильно! Только добро побеждает зло! Давайте каждый из вас скажет: “Я не стану делать зло, потому что у меня доброе сердце и сильный дух!”»

Педагог-психолог помогает детям произносить эту фразу, а его помощник с маской зла пытается провоцировать их, уговаривает: «А ну-ка, ударь меня! И ты превратишься в злого человека! Не говори этих глупых добрых слов!..»

Когда все дети произнесут заветную фразу, помощник с маской покажет, как умирает зло, а дети вместе с педагогом-психологом громко прокричат победное «Ура!».

4. Упражнение «Избавление от злости»

Цель: разрядка негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Педагог-психолог: Ребята, иногда зло все-таки проникает в нас, и от этого так и хочется с кем-нибудь подраться или поругаться. Хотите узнать, как выгнать из себя зло? (Дети предлагают свои ответы.) Нужно со всей силы поколотить что-то такое, чему не будет больно, например подушку, или мягкий диван, или специальную боксерскую грушу. Главное – не сделать больно живому человеку.

Инструкция. Педагог-психолог раздает детям подушки и предлагает поколотить их, чтобы избавиться от зла в себе. Он еще раз повторяет, что это упражнение помогает выгнать из себя зло, не причинив боли окружающим людям.

5. Упражнение «Расслабление»

Цель: релаксация, снятие мышечного напряжения.

Инструкция. Педагог-психолог включает спокойную музыку и предлагает детям лечь на ковер и расслабиться, отдохнуть. Можно подготовить какой-либо текст.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

6. Обсуждение-рефлексия

Педагог-психолог: Ребята, какие выводы вы сделали из нашего занятия?.. Что вы для себя усвоили?.. Спасибо за ваши ответы! В память о нашем занятии я хочу подарить вам эти красные сердца со щитом. Они означают, что у вас доброе сердце, сильный дух, а щит – это защита от зла!

Наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!

 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/413707/981051eece/?of=copy-0e66c53398

Категория: Воспитателям | Просмотров: 76 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |