Вторник, 21.11.2017, 00:05Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 20 » Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации
10:08
Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации
Комплектуем методический кабинет

Бережнова О.В.,
канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой развития образования БУ ОО ДПО «Институт развития образования», г. Орел

Является ли рабочая программа обязательным документом для педагогов дошкольной образовательной организации? Каков порядок разработки данного документа? Какие требования предъявляются к структуре рабочей программы? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
 

Программно-методический бум, развернувшийся в сфере дошкольного образования после принятия Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ), связывают, в первую очередь с признанием дошкольного образования первым уровнем общего образования. Однако не все понимают, что при этом программные документы системы дошкольного образования существенно отличаются от «школьных» аналогов как по структуре, так и по содержанию. Это утверждение связано со спецификой дошкольного детства, уникальностью данного возрастного периода в жизни человека и вытекающими из этих истин особенностями реализации образовательных программ дошкольного образования (например, отсутствие учебных предметов, итоговой аттестации воспитанников, введение целевых ориентиров в качестве образовательных результатов и пр.).

В итоге на практике сложилась ситуация, когда педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) испытывают необоснованное давление со стороны органов надзора и контроля в сфере образования, которые требуют сформировать пакет нормативных документов по «школьному» типу и предоставить, например, рабочие программы учебных предметов. Главная проблема, спровоцировавшая данную ситуацию, – отсутствие в нормативных документах федерального значения точного названия и определения рабочей программы и методических рекомендаций по ее составлению.

Некоторые ДОО отказываются писать рабочие программы, мотивируя свое решение неопределенностью нормативных требований, трактуя их как необязательные для уровня дошкольного образования. Такие действия до сих пор поддерживаются частью научной общественности, ведутся острые споры и в профессиональных журналах. Изложим наше видение данной проблемы.

Понятие «рабочая программа» связано с понятием «образовательная программа» как частное с общим, что подтверждается законодательством. В п. 9 ст. 2 Закона № 273-ФЗ образовательная программа определяетсякак «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий... который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Таким образом, рабочие программы являются обязательной составной частью комплексного документа – образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с тем же Законом № 273-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного общего образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают основные образовательные программы дошкольного образования (далее – ООП ДО)1, а значит и входящие в ее состав локальные нормативные документы.

Педагогические работники обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с утвержденной рабочей программой» (п. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ). Следовательно, рабочая программа – есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ, а также основание для оценки качества образовательного процесса.

Проблемным при этом остается вопрос о названии и содержании рабочих программ в ДОО. Так, если исходить из определения, представленного выше, то речь должна идти о рабочей программе «учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)», которые в образовательных программах дошкольного образования не выделяются. Действующим законодательством в сфере дошкольного образования предусмотрены «иные компоненты» – образовательные области – «структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей... социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие» – написано в п. 2.6 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).

Однако в Комментариях к ФГОС дошкольного образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249) указано, что «содержание образовательной программы (программ) дошкольной образовательной организации не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно – индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития... Кроме того, на практике конкретное содержание образовательной деятельности обычно обеспечивает развитие детей одновременно в разных областях...». Оно «зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей» (п. 2.7 ФГОС ДО). Следовательно, педагоги ДОО должныразработатьрабочую программу образовательной деятельности для определенных детей конкретной возрастной группы на указанный период времени. Программа таким образом будет называться примерно так:

Рабочая программа образовательной деятельности во второй младшей группе общеразвивающей направленности на 2015–2016 учебный год

Итак, в ДОО должны ежегодно разрабатываться рабочие программы для всех укомплектованных дошкольных групп (для детей одного возраста или разновозрастных групп) различной направленности (общеразвивающей, комбинированной, компенсирующей или оздоровительной) с учетом режима пребывания детей в течение суток (групп сокращенного, полного или продленного дня, кратковременного или круглосуточного пребывания) и установленного времени освоения ООП ДО.

В различных методических источниках и на интернет-ресурсах часто употребляется термин «рабочая программа педагога», который не является нормативно закрепленным в системе дошкольного образования. Реализация одной рабочей программы осуществляется как минимум двумя воспитателями, работающими в паре в одной возрастной группе, а также педагогами, замещающими их по производственной необходимости. Некоторые части рабочих программ (например, отдельные задачи образовательных областей художественно-эстетического, физического развития дошкольников) могут реализовываться другими педагогами детского сада – музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре и пр. При этом они должны принимать непосредственное участие в процессе разработки рабочих программ для возрастных групп по профилю своей педагогической деятельности.

Проектирование содержания рабочей программы должно осуществляться каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и авторским видением содержания образовательных областей. Допускается совместное написание рабочей программы творческим коллективом педагогов детского сада. Например, если в ДОО функционирует несколько групп одного возраста и одной направленности, творческая (рабочая) группа педагогов может разработать проект рабочей программы, который затем дополняется (корректируется) конкретным педагогом (педагогами) в соответствии с особенностями каждой группы (учитываются контингент детей, профессиональные интересы педагогов группы, пожелания родителей и пр.).

Для упорядочения процесса и содержания педагогического проектирования рабочих программ, придания данному виду деятельности официального статуса и нормативно установленного вида в ДОО должно быть разработано положение о рабочей программе, закрепленное локальным актом (далее – Положение). В Положении указываются требования к разработке рабочих программ, их структура, сроки утверждения, ответственные исполнители и процедура разработки.

В приложении 1 представлен проект такого Положения2. Решение о коллективной разработке рабочих программ, а также о конкретном составе рабочих групп и их объеме работы должно быть принято коллегиально на педагогическом совете и закреплено в соответствующем приказе руководителя ДОО.

Для организаций, реализующих программы дошкольного образования, действующим законодательством не предусмотрена какая-то особая структура рабочих программ, не определено их конкретное содержание, поэтому при разработке можно руководствоваться требованиями ФГОС ДО.

Так, ФГОС ДО содержит раздел «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему», следовательно, в соответствии с ними могут быть составлены и рабочие программы.

В приложении 23 приводится проект рабочей программы для одной возрастной группы, разработанный на примере комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон и И.А. Лыковой.

Таким образом, рабочая программа – это локальный документ внутреннего пользования, в котором моделируется образовательная деятельность по реализации ООП ДО с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников ДОО.

Рабочие программы являются внутренним стандартом образования и определяют специфику организации образовательного процесса в конкретной возрастной группе.

Рабочая программа выполняет функции индивидуального инструмента педагога, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и эффективные для конкретной группы детей содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС ДО и ООП ДО детского сада. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагоги создают индивидуальную модель образования в группе.

Приложение 1

Примерное положение о рабочей программе образовательной деятельности в ДОО

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО), уставом ДОО, ООП ДО и регламентирует порядок разработки и реализации в ДОО рабочих программ образовательной деятельности.

1.2. Рабочая программа (далее – РП) является локальным документом внутреннего пользования.

1.3. РП есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ, а также основание для оценки качества образовательного процесса.

1.4. За полнотой и качеством реализации РП осуществляется должностной контроль (указывается, кем – заместителем заведующего ДОО, методистом, старшим воспитателем).

1.5. Положение о РП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменений (дополнений).

2. Цели и задачи РП

2.1. Цель РП – моделирование образовательной деятельности по реализации ООП ДО с учетом реальных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников каждой дошкольной группы.

2.2. Задачи РП:

  • регламентирует деятельность педагогических работников ДОО;
  • конкретизирует цели и задачи образовательной деятельности в каждой дошкольной группе;
  • определяет планируемые результаты освоения детьми рабочей программы в каждой дошкольной группе;
  • определяет объем и содержание образовательного материала, который предлагается воспитанникам каждой дошкольной группы для освоения;
  • способствует совершенствованию вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП ДО, которые специфичны для конкретного возраста и (или) контингента детей каждой дошкольной группы;
  • определяет организационные аспекты образовательного процесса каждой дошкольной группы.

З. Порядок разработки РП

3.1. Разработка и утверждение РП относится к компетенции ДОО и реализуется ею самостоятельно.

3.2. РП составляется на основе ООП ДО для каждой конкретной укомплектованной дошкольной группы на каждый учебный год.

3.3. РП разрабатывают воспитатели, работающие в паре в одной дошкольной группе совместно с другими педагогами, работающими с детьми данной дошкольной группы.

4. Структура РП

4.1. Структура РП в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает следующие разделы:

  • целевой раздел;
  • содержательный раздел;
  • организационный раздел.

4.2. Титульный лист РП должен содержать:

  • полное название ДОО;
  • грифы «Утверждаю: руководитель (указываютсядата, подпись, «Рассмотрено и принято: на заседании педагогического совета (указываются дата,номер протокола);
  • название РП с указанием конкретной группы, ее направленности, режима освоения и года реализации;
  • перечисление разработчиков РП с указанием фамилий и инициалов педагогов, их должностей;
  • город, год разработки.

4.3. Содержание РП располагается на втором листе с указанием страниц.

4.4. Целевой раздел должен состоять из следующих пунктов:

  • пояснительная записка;
  • планируемые результаты освоения РП.

4.5. Содержательный раздел должен содержать описание следующих пунктов:

  • образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
  • вариативные формы, способы, методы и средства реализации РП;
  • образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа реализуется в конкретной дошкольной группе).

4.6. Организационный раздел должен состоять из следующих пунктов:

  • описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания;
  • режимы дня группы (с включением периодов непрерывной образовательной деятельности);
  • специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий группы;
  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды группы.

4.7. РП должна иметь приложения, в содержание которых включаются:

  • списочный состав детей группы;
  • распределение детей по группам здоровья;
  • таблицы для характеристики семей воспитанников группы, принятые в ДОО;
  • прочее на усмотрение разработчиков РП.

5. Оформление РП

5.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12. Страницы РП нумеруются.

5.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.

5.3. Приложения представляются в виде таблиц.

5.4. Список методических материалов строится в соответствии с образовательными областями, с указанием города и названия издательства, года выпуска.

6. Утверждение РП

6.1. РП анализируется и корректируется (указывается, кем – заместителем заведующего ДОО, методистом, старшим воспитателем).

6.2. РП рассматривается и принимается на заседании педагогического совета.

6.3. РП утверждается ежегодно в начале учебного года приказом руководителя ДОО.

6.4. При несоответствии РП установленным Положением требованиям руководитель ДОО накладывает резолюцию о необходимости ее доработки с указанием конкретного срока исполнения.

7. Хранение РП

7.1. РП находится в группе ДОО в течение учебного года в оперативном управлении, затем сдается в методический кабинет и хранится там до окончания образовательных отношений с родителями (законными представителями) воспитанников данной дошкольной группы.

7.2. По окончании образовательных отношений с родителями (законными представителями) воспитанников данной дошкольной группы РП хранится в соответствии с общими требованиями к хранению управленческой документации, установленными в ДОО.

7.3. В течение периода действия РП к ним имеют доступ все педагогические работники и администрация ДОО.

7.4. Экземпляры № 2 РП прилагаются к ООП ДО и находятся у руководителя ДОО в течение учебного года.

>>вернуться в текст


Приложение 2

Проект рабочей программы образовательной деятельности в ДОО

Титульный лист

Рассмотрено и принято
на педагогическом совете № ___ 
«___» ___________ 201__ г.
Протокол педсовета № ___
от «___» ___________ 201__ г.
Утверждаю:
Руководитель ДОО
__________________
                                                (Ф. И. О.)

Приказ № ___
«___» ___________ 201__ г.

Рабочая программа образовательной деятельности во 2-й младшей группе общеразвивающей направленности на 2015–2016 учебный год

Составители:
_________________________________
(Ф. И. О., должности)

Орел, 2015


Содержание рабочей программы
Разделы Содержание разделов Страница
Целевой Пояснительная записка 3
Планируемые результаты освоения РП  
Содержательный Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях  
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП  
Организационный Описание материально-технического обеспечения РП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания  
Режим дня  
Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий  
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды  
1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа образовательной деятельности во 2-й младшей группе общеразвивающей направленности на 2015–2016 учебный год (далее – Рабочая программа) разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования (название организации) (далее – Программа) с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой (далее – «Мир открытий») и предусмотрена для организации образовательной деятельности с детьми в возрасте от 3 до 4 лет.

Цель Рабочей программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Приоритетные задачи реализации Рабочей программы:

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;
  • формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и ДОО на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.
Программные задачи по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

«Человек среди людей»

  • Формировать, конкретизировать первоначальные представления о себе, своей семье; полярных эмоциональных состояниях людей (веселый – грустный).
  • Способствовать проявлению интереса к сверстникам, различным аспектам жизни взрослых людей.
  • Стимулировать проявления эмпатии во взаимоотношениях с людьми разного возраста и пола; подражания социально одобряемым поступкам.
  • Содействовать развитию первоначальных умений распознавать человека на картинках, фотографиях, иллюстрациях; включаться в совместную деятельность, выполнять требования к поведению в детском саду и семье.
  • Обогащать словарь, необходимый для общения.
  • Учить использовать при общении доступные речевые средства.
  • Приобщать к использованию простых форм речевого этикета («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста»).
  • Поощрять доброжелательное общение друг с другом, развивать навыки взаимодействия.
  • Развивать речевую активность (умение задавать вопросы, делиться впечатлениями).

«Человек в культуре»

  • Формировать, конкретизировать первоначальные представления о некоторых атрибутах русской (а также местной национальной) культуры; знакомить детей с их назначением; о народных игрушках (матрешка и др.), малых формах русского (местного национального) фольклора; русских (местных национальных) народных праздниках.
  • Способствовать становлению первоначального интереса к культуре своего народа, проявлению эмоционального отклика в процессе восприятия малых форм русского фольклора.
  • Стимулировать проявление положительных эмоций при обыгрывании потешек, пестушек, сказок, при вождении хороводов, исполнении плясок, участии в народных праздниках.
  • Формировать элементарные представления о занятиях детей и взрослых (дети ходят в детский сад и в школу, взрослые – на работу).
  • Поддерживать интерес к трудовой деятельности людей ближайшего окружения (воспитатель, повар, медсестра, дворник и др.), их профессиональным обязанностям и принадлежностям; учить бережно относиться к результатам труда взрослых и выражать им благодарность за заботу.
  • Расширять опыт самообслуживания, продолжать формировать культурно-гигиенические навыки, содействовать появлению интереса к выполнению посильных трудовых поручений (с быстро достижимым результатом).
  • Использовать трудовую деятельность для сенсомоторного развития и формирования целостной личности ребенка.
  • Формировать культуру безопасного поведения:
    • учить различать действия, одобряемые и не одобряемые взрослыми, понимать, что можно делать и что нельзя (опасно);
    • учить безопасно осуществлять манипулирование (экспериментирование) с доступными для изучения материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), природными объектами, предметами быта, игрушками;
    • учить безопасно осуществлять практические действия в процессе самообслуживания, использования бытовых предметов, выполнения гигиенических процедур, в ходе игровой, изобразительной, двигательной деятельности;
    • подводить к пониманию элементарных наиболее общих правил безопасного поведения в групповом помещении, в домашних условиях, на участке ДОО, на улице, в общественных местах, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
    • формировать сенсорный, исследовательский, коммуникативный опыт, начальные представления об окружающем мире, лежащие в основе безопасного поведения;
    • формировать основы мотивационной готовности к соблюдению правил безопасного поведения;
    • закладывать основы физических качеств, двигательных умений, определяющих возможность выхода из опасных ситуаций.

(И т. д. по всем образовательным областям.)

Принципы и подходы к формированию Рабочей программы полностью соответствуют заявленным в Программе.

Возрастные особенности детей четвертого года жизни

В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие детского организма, совершенствуются все физиологические функции и процессы. По данным Всемирной организации здравоохранения, средние антропометрические показатели к четырем годам следующие: мальчики весят 16,3 кг при росте 102,4 см, а девочки весят 15,9 кг при росте 100,7 см. При этом главный показатель нормы – комфорт и хорошее самочувствие ребенка.

(И т. д. по разделам «Развитие моторики и становление двигательной активности», «Психическое развитие», «Речевое развитие».)

1.2. Планируемые результаты освоения Рабочей программы

Планируемые результаты освоения Рабочей программы представлены в виде целевых ориентиров – возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения Рабочей программы. Они отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не применяется непосредственно к каждому ребенку.

Возрастной портрет ребенка к концу 2-й младшей группы:

  • ребенок имеет первичные представления о себе, своей семье, ориентируется в отношении гендерных представлений о людях и себе, возраста людей. Имеет первичные представления о некоторых профессиях (продавец, воспитатель, врач, водитель);
  • овладевает основными культурными средствами и способами деятельности в соответствии с возрастом, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • стремится к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства;
  • имеет опыт самообслуживания, у него сформированы культурно-гигиенические навыки, проявляет интерес к выполнению посильных трудовых поручений (с быстро достижимым результатом);
  • имеет первоначальные представления о ближайшем окружении (дом, детская площадка, магазин и пр.), некоторых видах транспорта (машина легковая и грузовая, автобус и т. п.);
  • имеет представления о животных, растениях ближайшего окружения; предметах неживой природы (камешки, песок, глина, вода, воздух); сезонных изменениях в природе;
  • имеет первые представления о значении природы в жизни человека (вода нужна, чтобы умываться, пить; на огороде растут овощи, ягоды; в тени деревьев можно спрятаться от летнего зноя, растения нужно поливать и т. п.);
  • умеет выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру, количеству, выражая словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
  • имеет представления об образовании числа, соотношении предыдущего и последующего числа;
  • умеет считать в пределах 3 (и в больших пределах – в зависимости от успехов детей группы) в прямом порядке, при пересчете согласовывать в роде и падеже существительное с числительным;
  • отличает пространственные отношения от себя: впереди-сзади, вверху, справа-слева;
  • имеет представления о геометрических фигурах: круг, треугольник, шар; умеет находить сходные с ними формы в окружающей обстановке;
  • различает, правильно называет, использует по назначению основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина); целенаправленно создает, рассматривает и обыгрывает простейшие постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.);
  • имеет соответствующий возрасту активный и пассивный словарный запас (названия и назначения предметов ближайшего окружения: одежды, обуви, посуды, транспорта, мебели, их качества, действия с ними); называет некоторые обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, посуда, животные, птицы);
  • в речи большей частью правильно согласует прилагательные с существительными;
  • сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, поддерживает разговор (самостоятельно или с помощью воспитателя) по поводу прочитанных книг, просмотренных мультфильмов, при описании предметов; проявляет положительные эмоции при обыгрывании потешек, пестушек, сказок, при вождении хороводов, исполнении плясок, участии в народных праздниках;
  • способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; может оценить свои и чужие поступки в соответствии с первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»;
  • проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен экспериментировать и наблюдать.

Освоение Рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестациий детей. При ее реализации педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Особенности проведения педагогического мониторинга

Педагогический мониторинг осуществляется с целью определения динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка и используется при решении следующих задач:

  • индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Педагогический мониторинг опирается на принципы поддержки специфики и разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. В связи с этим педагогический мониторинг:

  • не содержит каких-либо оценок развития ребенка, связанных с фиксацией образовательных достижений;
  • позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль развития дошкольника и оценивать его динамику;
  • учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
  • позволяет рассматривать весь период развития ребенка от рождения до школы как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника;
  • учитывает представленные в Рабочей программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Инструментарий для педагогического мониторинга детского развития – карты наблюдения. В отдельных случаях (при необходимости) может проводиться психологическая диагностика детей. Она проводится педагогом-психологом и только с согласия родителей (законных представителей) детей. Технология педагогического оценивания представлена в учебно-методическом комплекте (далее – УМК) к программе «Мир открытий».

Категория: Воспитателям | Просмотров: 975 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |