Пятница, 15.12.2017, 15:13Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 20 » Как распознать эмоциональное выгорание?
07:38
Как распознать эмоциональное выгорание?
Рабочее время / Кадры

Резванова Инна, канд. пед. наук, доц. каф. социализации личности и коррекционной педагогики Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования

К сожалению, практически любой деятельности сопутствует «синдром эмоционального выгорания». Первые симптомы: усталость, неадекватные реакции на поведение людей и события, равнодушие, проблемы со здоровьем. Предлагаем три эффективных метода профилактики и ослабления симптомов эмоционального выгорания.

В последние годы работники сферы образования находятся под влиянием постоянных изменений: внедряются образовательные и профессиональные стандарты, ужесточаются требования законодательства к качеству образовательных услуг и компетентности работников… Все это, а также повышенные нагрузки сказываются на их психическом здоровье. Кроме того, нельзя забывать, что с накоплением профессионального опыта возрастает риск возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Симптомы эмоционального выгорания

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постоянной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии.

Проявляется в симптомах (таблица):

  • эмоционального и умственного истощения;
  • физического утомления;
  • личной отстраненности;
  • снижения удовлетворения исполнением работы.

Основные симптомы эмоционального выгорания

Симптомы Проявления
Физические • усталость, физическое утомление, истощение;
• изменение веса;
• недостаточный сон, бессонница;
• плохое общее состояние здоровья, в т. ч. по ощущениям;
• затрудненное дыхание, одышка;
• тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь;
• повышение артериального давления;
• язвы и воспалительные заболевания кожи;
• болезни сердечно-сосудистой системы
Эмоциональные • недостаток эмоций;
• пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни;
  • безразличие, усталость;
• ощущение беспомощности и безнадежности;
• агрессивность, раздражительность;
• тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться;
• депрессия, чувство вины;
• истерики, душевные страдания;
• потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив;
• деперсонализация себя или других (окружающие кажутся безликими, как манекены), преобладание чувства одиночества
Поведенческие • работа более 45 ч в неделю;
• ощущение усталости и желания отдохнуть во время работы;
• безразличие к еде;
• малая физическая нагрузка;
• оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств;
• несчастные случаи (падения, травмы, аварии и пр.);
• импульсивное эмоциональное поведение
Интеллектуальные • снижение интереса к новым теориям и идеям в работе, альтернативным подходам в решении проблем;
• скука, тоска, апатия, отсутствие интереса к жизни;
• предпочтение рутины творческому подходу;
• редкое участие или отказ от участия в экспериментах, тренингах, обучающих программах;
• формальное выполнение работы
Социальные • низкая социальная активность;
• падение интереса к досугу, увлечениям;
• ограничение социальных контактов общением на работе;
• плохие отношения на работе и дома;
• ощущение изоляции, непонимания окружающими, недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег

Эмоциональному выгоранию также могут способствовать индивидуальная предрасположенность человека, тип его нервной системы (стрессоустойчивость, скорость протекания психических процессов, повышенная тревожность), психологический микроклимат в коллективе, наличие конфликтов в семье, сложившаяся репутация в социуме.

Через 10–15 лет работы происходит спад профессиональной деятельности.

С одной стороны, эмоциональное выгорание является механизмом психологической защиты, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности педагогического работника, препятствующей его саморазвитию и развитию воспитанников.

Уровни эмоционального выгорания

Процесс возникновения и протекания эмоционального выгорания проходит последовательно четыре уровня: физический (телесный) → поведенческий → эмоциональный → смысловой. Каждый уровень характеризуется все большей выраженностью синдрома.

Физический

Связан с самочувствием человека. Нарушениями на этом уровне могут быть: мышечные спазмы и зажимы, вялость или мышечное напряжение, «разбитость», головные боли, ослабление иммунитета, обострение хронических заболеваний, злоупотребление алкоголем, кофе, табаком и др.

Средствами профилактики на данном уровне являются: физические упражнения, фитнес, йога, танцы, работа по дому, на даче, посещение парикмахерской, косметолога, прогулки, шопинг, водные процедуры (бассейн, баня, душ), релаксационные упражнения для снятия усталости, аутогенная тренировка и др.

Поведенческий

Выражается в использовании штампов и стереотипов в профессиональной деятельности, а также в нарушении трудовой дисциплины. На этом уровне следует изменять привычные формы поведения, а также обратиться к любимым занятиям, таким как уход за домашними животными, разведение цветов, рукоделие (вышивка, шитье, вязание, макраме и др.). Полезно также изменить маршрут проезда на работу.

Эмоциональный

Связан со сферой чувств. Снятию эмоционального напряжения помогает чтение книг, посещение театра, кино, цирка, общение с друзьями, отдых на природе и др.

Смысловой (рациональный)

Связан с потерей или изменением смысла профессиональной деятельности. Средствами профилактики здесь могут выступать тренинги, семинары, встречи с интересными людьми и др.

Профилактика эмоционального выгорания

Наиболее эффективными методами профилактики и ослабления симптомов эмоционального выгорания являются:

1. Создание коллажа.

2. Игра.

3. Релаксационные упражнения.

Создание коллажа

Один из интерактивных методов совместной деятельности, который позволяет каждому участнику получить успешный результат, выразить свои эмоции, чувства. Коллаж является безболезненным методом работы с личностью, позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние педагогического работника, выявить его личностные переживания. Создание коллажа является социально приемлемым способом выплеснуть негативные эмоции, агрессию, сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность.

Воспитателям и другим педагогическим работникам детских садов для создания коллажа можно предложить такие темы, как «Воспитатель: вчера, сегодня, завтра», «Моя группа», «Воспитатель глазами детей», «Детский сад будущего», «Идеальный воспитатель», «Воспитатель глазами родителей дошкольников», «Мой самый трудный рабочий день» и др.

Лучше всего выполнять коллаж в группе из нескольких человек, используя самые разнообразные материалы. Оптимальное время для создания коллажа — 40–60 мин с обязательным последующим обсуждением.

Игра

Активный метод групповой работы. Позволяет удовлетворить потребности в самовыражении и самоутверждении педагогических работников.

Эффективность игр в снятии эмоционального напряжения обусловлена многими причинами, среди которых максимальная вовлеченность каждого участника в анализ и разрешение ситуации с четким распределением ролей.

Для профилактики эмоционального выгорания нередко используются рефлексивные игры, представляющие собой процесс социального взаимодействия, в котором роли, правила и сюжетные ходы генерируются участниками прямо в течение игрового действия. В основе таких игр лежит рефлексия — возможность педагогического работника посмотреть на себя со стороны, проанализировать, оценить свои установки, предпочтения, поступки, действия. Как показывает опыт, в рефлексивные игры педагогические работники привносят собственные проблемы, поскольку игровая форма отвечает подсознательной необходимости высказаться, быть понятным, искренним. Пример рефлексивной игры приведен в приложении.

Также популярны ролевые игры, в ходе которых участники могут проиграть различные роли, «примерить маски», благодаря чему они могут увидеть скрытые и видимые причины своих действий, решить профессиональные и личностные проблемы.

Под воздействием игрового опыта складываются доверительные отношения между членами педагогического коллектива, происходит сближение интересов и переживаний.

Игра мотивирует на поиск нестандартных путей решения проблем, учит смотреть на обычные вещи с неожиданной стороны, избавляет от разного рода стереотипов, что особенно важно в педагогической профессии.

Релаксационные упражнения

Описание упражнения «В светлом луче» см.: Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2015. № 6

Еще один активный метод восстановления эмоционального равновесия, изменения ресурсного состояния (например, упражнение «В светлом луче»).

Таким образом, активные и интерактивные методы позволяют педагогическим работникам:

  • активизировать свой творческий потенциал, интересы и способности;
  • развить рефлексивные способности;
  • избавиться от стереотипов в деятельности и поведении;
  • стимулировать процесс самопознания;
  • развить коммуникативные навыки и умения работать в команде;
  • свободно выразить эмоции и чувства.

Активные и интерактивные методы обладают огромным потенциалом не только в профилактике и снижении симптомов синдрома эмоционального выгорания, но и позволяют продлить профессиональную активность.

 
 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/441945/1f0f72c790/?of=copy-a71e7a9867

Категория: Воспитателям | Просмотров: 98 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |