Понедельник, 20.11.2017, 23:55Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 20 » Кадровое обеспечение работы с одаренными детьми
08:10
Кадровое обеспечение работы с одаренными детьми
Слово эксперту / Кадры

Морозова Ирина, д-р психол. наук, зав. каф. общей психологии и психологии развития Кемеровского государственного университета, проф., чл.-корр. Сибирской академии наук высшей школы

Раннее выявление одаренности у детей – одно из перспективных направлений развития системы образования. Однако работа с одаренными детьми сопровождается многочисленными проблемами. Во-первых, это недостаточный уровень подготовки педагогов и управленческой квалификации руководящих работников. Во-вторых, неготовность педагогов взаимодействовать с одаренными детьми. В-третьих, отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми. Рекомендации по решению проблем – в статье эксперта журнала. 

В связи с этим в приоритетные задачи современной образовательной организации входит создание условий, обеспечивающих реализацию потенциальных возможностей одаренных детей. В ст. 77 Федерального закона от  29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон №  273-ФЗ) отмечается, что в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской деятельности), творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Основные проблемы развития детской одаренности

Проблема кадрового обеспечения работы с одаренными детьми приобретает особую актуальность в свете поиска новых организационных форм по выявлению детей, имеющих ярко выраженные творческие способности, новых педагогических технологий по развитию детской одаренности, направлений совершенствования системы целевого управления этой работой.

Существует мнение, что практикующему педагогическому работнику необязательно знать о различиях в концептуальных подходах к пониманию одаренности, ее диагностике и развитию, и в практической работе вполне можно обойтись одной определенной теорией. Но тогда возникает вопрос, как выбрать из множества теорий единственно верную, которая позволит решить весь спектр проблем, возникающих в практической работе по выявлению и развитию детской одаренности.

Изучая природу детской одаренности, исследователи привлекают множество научных источников из различных областей знаний, что свидетельствует, с одной стороны, о многозначности данного явления, а с другой, о стремлении раскрыть его во всей полноте и целостности.

Без теоретической основы любая программа работы с одаренными детьми — лишь бессистемный набор отдельных приемов, методик, взглядов, фактов, примеров, к тому же не всегда адекватных поставленным целям. Поэтому специалисты, работающие с одаренными детьми, должны иметь возможность вполне осознанно выбирать необходимую именно им модель (или направление) и следовать определенным теоретическим принципам в своей практической деятельности.

Реализация направлений работы с одаренными детьми сопровождается многочисленными проблемами:

  • недостаточный уровень подготовки педагогических работников и управленческой квалификации руководящих работников, организующих деятельность по этому направлению;
  • неготовность педагогических работников осуществлять взаимодействие с одаренными детьми;
  • отсутствие новых технологий управления системой работы с одаренными детьми.

Для решения этих проблем необходимо:

1. Определить функции педагогических работников, работающих с одаренными детьми.

2. Оптимизировать систему стимулирования педагогов, работающих с одаренными детьми.

3. Обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников.

Функции педагогов при работе с одаренными детьми

Решение задачи распределения функций педагогических кадров, взаимодействующих с одаренными детьми на различных уровнях, определяется единством целей всех работников дошкольной образовательной организации как по вертикали, так и по горизонтали. Все члены педагогического коллектива должны четко знать стратегические и тактические цели своей образовательной организации, иметь возможность реализовывать эти цели, учитывать интересы, потребности воспитанников и их родителей.

На каждом из уровней функционирования дошкольной образовательной организации решение методических задач, обеспечение образовательного процесса, планирование и организация деятельности, руководство и контроль, принятие решений осуществляются в пределах компетенции работников (табл. 1).

Для решения задачи по повышению уровня профессионализма педагогических работников можно применять активные формы обучения: семинары-практикумы, деловые игры по проблемам, мозговые штурмы, тренинги, собеседования, оформление информационных стендов, изучение опыта работы с одаренными детьми.

Таблица 1

Функции работников по развитию детской одаренности

Должность работника Функции
Заведующий Организует деятельность педагогического коллектива и направляет ее на реализацию программы работы с одаренными детьми. Контролирует качество воспитательно-образовательного процесса, реализацию образовательных программ. Контролирует качество подготовки кадров, работающих с одаренными детьми. Создает условия для развития детской одаренности и повышения профессионального мастерства педагогических работников
Старший воспитатель Осуществляет координацию реализуемых образовательных программ. Организует проведение семинаров, консультаций. Оказывает методическую помощь в разработке программ и создании методической базы. Обобщает и распространяет передовой педагогический опыт. Планирует и организует повышение профессионального мастерства педагогических работников
Воспитатель Составляет программы и планы работы, обеспечивает выбор необходимых форм, методов и средств воспитания и обучения, соблюдения санитарно-гигиенических норм. Использует новые педагогические технологии. Организует познавательную и двигательную активность воспитанников. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Организует работу с родителями
Инструктор по физической культуре Обеспечивает условия для сохранения и укрепления здоровья дошкольников, воспитания основ здорового образа жизни у детей. Участвует в планировании и реализации мероприятий по развитию детской одаренности, формулировании актуальных запросов. Осуществляет мониторинг эффективности проведенной работы. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Организует работу с родителями
Учитель- логопед Формулирует актуальные запросы и осуществляет выбор оптимальных форм и методов работы, исходя из проблем собственной деятельности. Обеспечивает условия для освоения детьми социальных моделей взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Организует работу с родителями
Педагог- психолог Совершенствует психолого-дидактические, социальные и  пространственно-предметные аспекты образовательной среды дошкольной образовательной организации с учетом возрастных особенностей и функциональных возможностей детей на соответствующем этапе развития. Использует технологии, направленные на изменение внутренней позиции субъекта образовательного процесса, его ценностно-смыслового самоопределения как необходимого условия принятия и развития новых педагогических идей. Согласовывает представления педагогических работников и родителей о задачах развития и воспитания детей в дошкольной образовательной организации и семье

Стимулирование педагогических работников

Оптимизация системы стимулирования педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, улучшает показатели деятельности педагогических работников. Практика показывает, что дифференциация системы стимулирования, выбор критериев оценки деятельности с учетом ее специфики, привлечение к обсуждению коллегиальных органов образовательной организации обеспечивают объективность процесса стимулирования.

Под дифференциацией понимается использование различных способов стимулирования как материальных, так и нематериальных:

  • выдвижение педагогических работников на награждение почетными грамотами, благодарственными письмами различных уровней, а также отраслевыми наградами Минобрнауки России;
  • награждение благодарностями, грамотами различного уровня;
  • вручение подарков и денежных премий;
  • участие в творческих конкурсах и конкурсах профессионального мастерства;
  • публикации в средствах массовой информации материалов об успехах и достижениях педагогов, воспитанников.

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

Следующая проблема, обозначенная как неготовность педагогических работников к взаимодействию с одаренными детьми, может быть решена комплексно, с определением приоритетных направлений.

Подготовка педагогических кадров к выявлению, обучению и развитию одаренных детей занимает одно из ключевых мест в развитии детской одаренности. Профессионально-личностная квалификация педагогических кадров, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии базового и специфического компонентов.

Базовый компонент профессионально-личностной квалификации педагогического работника состоит:

  • из общей профессиональной педагогической подготовки — психолого-педагогических и методических знаний, умений и навыков;
  • основных профессионально значимых личностных качеств педагогического работника.

Специфический компонент профессионально-личностной квалификации педагогического работника образуют:

  • психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; о направлениях и формах работы с одаренными детьми, принципах и стратегиях разработки программ и технологий воспитания одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);
  • профессионально-личностная позиция педагогических работников, позволяющая:
  • успешно активизировать и развивать детскую одаренность;
  • не столько управлять процессом воспитания и контролировать его, сколько предоставлять ребенку свободу познания;
  • профессионально значимые личностные качества педагогических работников: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним факторам); высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т. д. Эти качества работают эффективно лишь в совокупности и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагогического работника — желанию «жить жизнью» своего воспитанника.

Формирование готовности педагогических работников к взаимодействию с одаренными детьми должно обеспечиваться становлением и развитием как базового, так и специфического компонентов их профессиональной квалификации. В процессе подготовки педагогических работников следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и оттачивание качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.

Специфика подготовки педагогов должна отвечать целому ряду требований:

1. Формирование профессионально-личностной позиции педагогических работников

С учетом психологических, дидактических и иных особенностей воспитания и развития одаренных детей основным требованием к подготовке педагогических кадров для работы с ними является изменение педагогического сознания. А именно: ломка сложившихся ранее у данного педагогического работника стереотипов восприятия (ребенка, воспитательного процесса и самого себя), общения и поведения (способов взаимодействия).

Именно дети с признаками одаренности вольно или невольно могут создавать своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее педагогические стереотипы не только бесполезны, но даже вредны.

Одной из причин возникновения подобных ситуаций является то, что, например, вследствие высокого темпа интеллектуального развития одаренные дети осознанно или неосознанно требуют к себе отношения как к полноправному субъекту познавательной деятельности, общения и т. д.

Между тем один из наиболее распространенных стереотипов традиционного педагогического мышления заключается в том, что воспитанник исходно рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса.

Это означает, что, работая с одаренными детьми, воспитатель должен руководствоваться одним из основных психологических принципов «принятия другого», согласно которому ребенка нужно изначально воспринимать как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.

2. Комплексное (психолого-педагогическое и профессионально-личностное) образование педагогических работников

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от  17.10.2013 №  1155, предполагает повышение уровня психологической культуры всех участников образовательного процесса. Создание условий для формирования профессиональной идентичности в процессе взаимодействия с коллегами обеспечит понимание педагогическим работником общих тенденций развития образовательного процесса, осознание своего места в нем и принятие ответственности за выбор направленности и оценки результативности психолого-педагогических действий и воздействий. Это возможно в процессе совершенствования системы непрерывного образования и профессионального развития, формирования профессиональной субкультуры.

3. Создание системы консультирования и тренингов

Именно в этих формах взаимодействия, как показывает опыт обучения педагогических работников, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие работе. Эти формы эффективны для возникновения у воспитателя необходимых навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности в саморазвитии.

4. Создание психолого-педагогических условий для повышения профессионального мастерства (системы факультативов, методических объединений)

5. Создание творческой и свободной атмосферы взаимодействия

6. Учет особенностей контингента воспитанников (их возраста, состояния здоровья и т. п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей — детям-сиротам, детям-инвалидам и др.).

7. Наличие профессиональной, постпрофессиональной подготовки и профессионального опыта педагогических работников:

  • опыт педагогической и воспитательной работы (им обладают студенты педагогических и психологических учебных заведений, педагогические работники и психологи, работавшие в дошкольных образовательных организациях, либо с одаренными детьми в специализированных школах-интернатах, либо в школах и классах для одаренных детей и т. п.);
  • уровень полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми (содержание и объем полученной информации по выявлению, обучению, развитию и воспитанию одаренных детей, участие в специальных тренинговых занятиях по развитию способностей, навыков педагогического взаимодействия и др., прохождение стажировки и практики и т. п.).

8. Учет специфики образовательной инфраструктуры — характерных особенностей условий, в которых проводится работа с одаренными детьми

Такие особенности связаны с наличием (или, напротив, отсутствием) тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для воспитания и развития одаренных детей (необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также ряда специалистов, например, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования и т. п.).

В соответствии с перечисленными требованиями подготовка педагогических работников к развитию детской одаренности может строиться с учетом следующих принципов:

  • принцип единства и дифференциации общего и специального обучения. В рамках общего обучения раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических вузах. Таким образом, может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с одаренными детьми;
  • принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (вуз, магистратура, курсы повышения квалификации и т. п.);
  • принцип единства теоретической и практической подготовки. В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую направленность. Реализация данного принципа требует использования существующих или создание соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным прохождением теоретических курсов;
  • признание педагогическим коллективом и руководством дошкольной образовательной организации того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы;
  • включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогических работников, которые:
  • являются для одаренного ребенка личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не реагировать на стресс. Взаимодействие воспитателя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей воспитанника, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
  • верят в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Они готовы нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверены в своей состоятельности;
  • считают окружающих способными самостоятельно решать проблемы, верят в их дружелюбие, положительные намерения, уважают чувство собственного достоинства других людей;
  • стремятся к интеллектуальному самосовершенствованию, работают над пополнением своих знаний, готовы учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

Таким образом, подготовка педагогических работников к развитию детской одаренности должна быть направлена на формирование у них определенных профессиональных компетенций (табл. 2).

Таблица 2

Компетенции педагогических работников, работающих с одаренными детьми

Компетенции Содержание
Способности

• к инновационной деятельности;
• к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
• к творчеству;
• организаторские способности

Готовность • быть проводником передовых педагогических технологий;
• быть психологом, воспитателем и умелым организатором воспитательно-образовательного процесса
Знание • возрастной психологии;
• профессиональной литературы;
• интеллектуальность, нравственность эрудированность
Умение • обогащать образовательные программы, т. е. обновлять и расширять содержание образования; стимулировать познавательные способности воспитанников;
• принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
• анализировать свою воспитательную деятельность и работу всей группы;
• подбирать и готовить материалы для коллективной творческой деятельности
Владение • современными педагогическими технологиями;
• осуществлением индивидуального подхода и консультирования родителей воспитанников

Для успешного внедрения инновационных технологий управления системой работы с одаренными детьми рекомендуем распределить функции работников с учетом организационной структуры образовательной организации (табл. 3).

Таблица 3

Функции работников при реализации технологии управления системой работы с одаренными детьми

Должность работника Функции
Заведующий Общее руководство разработкой и реализацией технологии. Обеспечение реализации технологии. Организация, координация и контроль
Старший воспитатель Определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы. Корректировка составляющих элементов технологии. Анализ и обобщение результатов реализации технологии. Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми. Организация работы творческой группы воспитателей
Члены методических объединений Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми. Обобщение и систематизация результатов деятельности
Воспитатели, работающие с одаренными детьми Организация и проведение занятий. Разработка, корректировка, усовершенствование технологии. Мониторинг результативности занятий. Организация индивидуальной работы. Подготовка воспитанников к конкурсам, викторинам различных уровней. Контроль выполнения индивидуальных образовательных траекторий развития воспитанников. Обобщение и систематизация материалов и результатов работы. Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с детьми

В качестве отдельной технологии управления системой работы с одаренными детьми можно использовать психолого-педагогическое сопровождение. Под таким сопровождением понимается создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых имеются прогнозы дальнейшего качественного скачка в развитии их способностей.

Процесс сопровождения развития одаренного ребенка осуществляется на основе следующих принципов:

  • рекомендательный характер советов сопровождающего;
  • приоритет интересов сопровождаемого;
  • непрерывность сопровождения;
  • мультидисциплинарность сопровождения, предполагающее соотнесение и интеграцию социальных и  естественно-научных показателей, используемых для определения феномена сопровождаемого;
  • стремление к автономизации, включающее обеспечение самостоятельности ребенка, сохранение эмоционального принятия, формирование устойчивого положительного самоощущения, опору на внутренние ценностные критерии в ситуации принятия решения, ощущение своей личной ответственности за результаты своих действий.

В данном контексте процесс сопровождения выступает как совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту (воспитателю) определиться с принятием решения и нести ответственность за его реализацию.

Этапами реализации технологии сопровождения являются:

1) разработка пакета документов, регламентирующих определение способностей, склонностей детей, и необходимых для создания условий поддержки одаренных воспитанников;

2) создание банка данных с содержательными характеристиками детей;

3) разработка и внедрение индивидуальных образовательных и воспитательных программ;

4) создание психолого-развивающего пространства, наиболее благоприятного для проведения работы с одаренными детьми;

5) обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;

6) формирование у детей умения адаптироваться в социально значимой среде (семье, среде сверстников, взрослых);

7) организация индивидуальной и дифференцированной работы с воспитателями, направленной на повышение уровня их  психолого-педагогической подготовки.

В заключение следует подчеркнуть, что профессионализм педагогического коллектива и ответственность за будущее воспитанников являются гарантом оптимизации работы с одаренными детьми.

 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/424742/f0f9603030/?of=copy-261221587a

Категория: Воспитателям | Просмотров: 613 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |