Среда, 17.01.2018, 00:30Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 19 » Формирование конфликтологической компетентности педагогов
19:33
Формирование конфликтологической компетентности педагогов
Психологическая коммуникация

О.Г. Крылова, педагог-психолог МБДОУ № 330, г. Красноярск

Т.А. Боровник, педагог-психолог МБДОУ № 280, г. Красноярск

Конфликты — это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Каждый хоть раз был жертвой конфликта или является ею сейчас.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с самыми разнообразными ситуациями. Проявляясь дома, на работе, они в целом образуют наше жизненное пространство. Особо среди этих ситуаций выделяются те, которые требуют поиска новых решений и энергетических затрат. Конфликт — типичная жизненная ситуация такого рода. Негативность его последствий не нужно доказывать — это очевидно: противоречия, раздвоенность, дезинтеграция, дисгармония с самим собой и другими людьми и т. п. Каждый хоть раз был жертвой конфликта, а может быть, является ею сейчас.

Отсутствие конфликтов — психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать подобные ситуации. А для этого необходимо обладать знанием теории и практическими навыками. Особенно специалистам, которым по роду деятельности приходится общаться с разными категориями людей, в частности педагогам ДОО. Им в особенности — поскольку они влияют на формирование и развитие личности ребенка, стиль его поведения.

Семинар «Конфликты. Пути их разрешения» (приложение) разработан с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи семинара: дать теоретические знания; обучить способам конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Продолжительность: 45–50 мин. Количество человек в группе: 10–20.

Приложение

Конспект семинара «Конфликты. Пути их разрешения»

Необходимые материалы и оборудование: бейджи с именами участников, листы бумаги, ручки, оборудование для проведения мультимедийной презентации, проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: музыка для восточного танца.

Ход семинара

1. Знакомство, приветствие

«…Человек вовсе не бесконфликтен. Напротив, характерной особенностью нашей жизни является ее конфликтный характер. Наша жизнь именно потому прекрасна, что мы способны бороться, т. е. разрешать конфликты, смело идти им навстречу, смело и терпеливо переживать страдания и недостатки, бороться за улучшение жизни, за совершенствование человека…»

А. С. Макаренко

Инструкция. Участникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной буквы имени. Далее ведущий предлагает поприветствовать друг друга: участники передвигаются по залу, по хлопку ведущего они здороваются рукопожатием, на два хлопка — плечами, на три — спинами и т. д.

2. Разминка «Встреча на мосту»

Инструкция. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу. Расстояние между ними около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Тот, кто поставит ногу за ее пределами, упадет в воду. Постарайтесь разойтись по мостику так, чтобы не упасть».

Пары участников подбираются случайным образом.

Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Что помогало, а что мешало при выполнении?

Примечание. В контексте данного семинара упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему ведущий возвращает участников при обсуждении способов протекания конфликта.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

3. Мини-лекция «Что такое конфликт?» (тезисы)

Цель: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

Примечание. Лекция может сопровождаться мультимедийной презентацией.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Типы конфликтов: а) по числу участников (внутриличностные, межличностные, социальные); б) по причинам (экономические, политические, этнические, культурные и религиозные, профессиональные).

На данном этапе участникам можно задать следующие вопросы для размышления и обсуждения: а) можем ли мы обойтись без конфликтов? почему? б) конфликт — это хорошо или плохо?

Конфликты — это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Конфликт — это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.

 
Задание: участникам предлагается разделиться на две группы. Одна группа пишет положительные стороны конфликта, другая — отрицательные. На обсуждение дается 5–7 минут. По окончании представитель от каждой группы озвучивает результаты работы. Желательно начинать с негативных последствий, а заканчивать положительными сторонами конфликта.

Варианты ответов могут быть следующими (таблица).

Последствия конфликта
негативные позитивные
Обостряются конкурентные отношения между людьми Проблема решена так, что это устраивает все стороны
Отсутствует стремление к добрым отношениям Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь
Формируется представление о противоположной стороне как о враге Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем
Формируется убеждение, что победа в конфликте важнее, чем решение проблемы Отношения между людьми улучшаются
Формируется чувство обиды, плохое настроение Разногласия не рассматриваются как зло, приводящее только к плохим последствиям

Способы протекания конфликта:

  • избегание — стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее;
  • приспособление — подстройка под собеседника, отказ от своих интересов;
  • компромисс — решение конфликта через взаимные уступки;
  • соперничество — открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера;
  • сотрудничество — предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.
Несмотря на то что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.

Пути выхода из конфликта:

  • компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
  • переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
  • посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
  • арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
4. Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Участникам предлагается определить уровень своей конфликтности, выбрав один ответ на каждый вопрос.

Вопросы теста

1) В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

А) Не принимаю участия.
Б) Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой.
В) Активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2) Выступаете ли Вы на собраниях с критикой лидеров?

А) Нет.
Б) Только если имею для этого веские основания.
В) Критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает.

3) Часто ли спорите с друзьями?

А) Только если люди необидчивые.
Б) Лишь по принципиальным вопросам.
В) Споры — моя стихия.

4) Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как Вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход?

А) Возмущаюсь в душе, но молчу — себе дороже.
Б) Делаю замечание.
В) Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5) Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

А) Не буду поднимать бучу из-за пустяков.
Б) Молча возьму солонку.
В) Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6) Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу…

А) С возмущением посмотрю на обидчика.
Б) Сухо сделаю замечание.
В) Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7) Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась…

А) Промолчу.
Б) Ограничусь коротким тактичным комментарием.
В) Устрою скандал.

8) Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь?

А) Постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней.
Б) Не скрою досады, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.
В) Проигрыш надолго испортит отношение.

Обработка результатов: за каждый ответ «А» — 4 балла, «Б» — 2, «В» — 0. В зависимости от количества баллов результаты интерпретируются следующим образом:

  • 22–32 балла — вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
  • 11–21 балл — вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
  • До 10 баллов — споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5. Упражнение «Гвалт»

Цель: развитие умения выделять необходимую информацию.

Инструкция. Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга, после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача — на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнером, выделяя его голос на фоне остальных.

Примечание. Во время обсуждения упражнения можно попросить участников привести примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать.

Упражнение демонстрирует эффект избирательности восприятия в процессе общения, что всегда имеет место и в конфликтных ситуациях. Ведь конфликты (особенно в работе педагога ДОО) зачастую происходят в присутствии других людей (и зачастую в присутствии детей). Отвлекаясь на посторонний шум, человек не всегда четко улавливает то, что ему хотели сказать.
6. Упражнение «Трудный разговор»

Цели: приобретение навыков ведения трудных переговоров, формирование умения правильно выражать негативные чувства.

Инструкция. Педагогам предлагается разыграть несколько ситуаций, для чего выбираются два участника — «мама» и «воспитатель». На каждую ситуацию — новая пара. Если у зрителей иное видение развития событий, отличное от предложенного, они могут разыграть свой вариант.

Анализ ситуаций проводится с учетом нескольких моментов: а) каким образом участники выражали свои чувства; б) как они использовали выразительные движения для подкрепления своих чувств.

Ситуация 1. Во время прогулки ребенок упал и сильно ударился головой. Это произошло вечером, за ребенком вот-вот должна прийти мама. Так получилось, что номера телефона мамы не оказалось под рукой. Скорую помощь решили не вызывать, дождаться мамы. Мама пришла очень раздраженная, уставшая после тяжелого трудового дня. Задача — донести до мамы негативную информацию.

Ситуация 2. Ребенок дома рассказал маме о том, что воспитатель его все время ругает, во время обеда заставляет его есть стоя, обзывает. Мама очень разозлилась и хочет серьезно поговорить с воспитателем.

Ситуация 3. Ребенок очень агрессивен. Постоянно обижает других детей: толкается, обзывается, может ударить. Дети постоянно жалуются своим родителям на этого ребенка. Родители обиженных детей попросили воспитателя поговорить с родителями агрессивного ребенка.

7. Упражнение «Абсурдная просьба»

Цель: развитие умения находить оптимальное решение конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на команды (4–5). Каждая из них от лица родителей воспитанников пишет трудновыполнимую просьбу воспитателям, например: «Анна Владимировна, моя дочка очень любит это платье, но на нем очень много рюшечек и они сильно мнутся. Я прошу вас каждые полчаса гладить платье, чтобы моя доченька выглядела аккуратно». Затем команды обмениваются письмами. Задача на этом этапе — дать ответ на просьбу от лица воспитателей. По окончании все просьбы и ответы на них зачитываются вслух. Просители отмечают, удовлетворены ли они ответом. Если нет, тогда уже все участники независимо от команд предлагают свои варианты выхода из сложившейся ситуации.

Упражнение наглядно показывает, какой путь выхода из конфликта выберет каждая команда. Возможно, участники семинара захотят таким образом рассказать о произошедшей с ними ситуации, тем самым проверив, насколько оптимальным было решение, выбранное ими.
8. Релаксация «Восточный танец»

Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения, поднятие настроения.

Примечание. Как правило, после проведения упражнения «Абсурдная просьба» участники довольно длительное время находятся в возбужденном состоянии, не могут переключиться с озвученных проблем, возникавших в их практической деятельности. Релаксация позволит закончить семинар на мажорной ноте, оттеснив негатив на второй план.

Инструкция. Участникам предлагается исполнить восточный танец. Ведущий может показать, какие именно движения следует производить.

9. Обсуждение, обратная связь

Вопросы для обратной связи:

  • Узнали ли вы в ходе семинара новую информацию?
  • На ваш взгляд, пригодятся ли полученные знания?
  • Что вы чувствовали, выполняя упражнения?
  • Ваши пожелания на следующую встречу?
 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/413487/492f5e88ab/?of=copy-89d446c759

Психологическая коммуникация

Формирование конфликтологической компетентности педагогов

О.Г. Крылова, педагог-психолог МБДОУ № 330, г. Красноярск

Т.А. Боровник, педагог-психолог МБДОУ № 280, г. Красноярск

Конфликты — это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Каждый хоть раз был жертвой конфликта или является ею сейчас.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с самыми разнообразными ситуациями. Проявляясь дома, на работе, они в целом образуют наше жизненное пространство. Особо среди этих ситуаций выделяются те, которые требуют поиска новых решений и энергетических затрат. Конфликт — типичная жизненная ситуация такого рода. Негативность его последствий не нужно доказывать — это очевидно: противоречия, раздвоенность, дезинтеграция, дисгармония с самим собой и другими людьми и т. п. Каждый хоть раз был жертвой конфликта, а может быть, является ею сейчас.

Отсутствие конфликтов — психологическое здоровье человека, к которому он стремится, поэтому многое зависит от умения разрешать подобные ситуации. А для этого необходимо обладать знанием теории и практическими навыками. Особенно специалистам, которым по роду деятельности приходится общаться с разными категориями людей, в частности педагогам ДОО. Им в особенности — поскольку они влияют на формирование и развитие личности ребенка, стиль его поведения.

Семинар «Конфликты. Пути их разрешения» (приложение) разработан с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи семинара: дать теоретические знания; обучить способам конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Продолжительность: 45–50 мин. Количество человек в группе: 10–20.

Приложение

Конспект семинара «Конфликты. Пути их разрешения»

Необходимые материалы и оборудование: бейджи с именами участников, листы бумаги, ручки, оборудование для проведения мультимедийной презентации, проигрыватель.

Музыкальное сопровождение: музыка для восточного танца.

Ход семинара

1. Знакомство, приветствие

«…Человек вовсе не бесконфликтен. Напротив, характерной особенностью нашей жизни является ее конфликтный характер. Наша жизнь именно потому прекрасна, что мы способны бороться, т. е. разрешать конфликты, смело идти им навстречу, смело и терпеливо переживать страдания и недостатки, бороться за улучшение жизни, за совершенствование человека…»

А. С. Макаренко

Инструкция. Участникам предлагается надеть бейджи со своими именами, по очереди представиться и назвать качество или черту характера, свойственную им и начинающуюся с начальной буквы имени. Далее ведущий предлагает поприветствовать друг друга: участники передвигаются по залу, по хлопку ведущего они здороваются рукопожатием, на два хлопка — плечами, на три — спинами и т. д.

2. Разминка «Встреча на мосту»

Инструкция. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу. Расстояние между ними около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик — это линия. Тот, кто поставит ногу за ее пределами, упадет в воду. Постарайтесь разойтись по мостику так, чтобы не упасть».

Пары участников подбираются случайным образом.

Вопросы для обсуждения: какие чувства испытывали при выполнении упражнения? Что помогало, а что мешало при выполнении?

Примечание. В контексте данного семинара упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему ведущий возвращает участников при обсуждении способов протекания конфликта.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

3. Мини-лекция «Что такое конфликт?» (тезисы)

Цель: сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях разрешения.

Примечание. Лекция может сопровождаться мультимедийной презентацией.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Типы конфликтов: а) по числу участников (внутриличностные, межличностные, социальные); б) по причинам (экономические, политические, этнические, культурные и религиозные, профессиональные).

На данном этапе участникам можно задать следующие вопросы для размышления и обсуждения: а) можем ли мы обойтись без конфликтов? почему? б) конфликт — это хорошо или плохо?

Конфликты — это необходимое явление социальной жизни. Они неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию. Противоречия не возникают только тогда, когда все думают и чувствуют одинаково. Но в реальности такое почти не встречается. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Конфликт — это не всегда плохо. При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть и положительную роль.

 
Задание: участникам предлагается разделиться на две группы. Одна группа пишет положительные стороны конфликта, другая — отрицательные. На обсуждение дается 5–7 минут. По окончании представитель от каждой группы озвучивает результаты работы. Желательно начинать с негативных последствий, а заканчивать положительными сторонами конфликта.

Варианты ответов могут быть следующими (таблица).

Последствия конфликта
негативные позитивные
Обостряются конкурентные отношения между людьми Проблема решена так, что это устраивает все стороны
Отсутствует стремление к добрым отношениям Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь
Формируется представление о противоположной стороне как о враге Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем
Формируется убеждение, что победа в конфликте важнее, чем решение проблемы Отношения между людьми улучшаются
Формируется чувство обиды, плохое настроение Разногласия не рассматриваются как зло, приводящее только к плохим последствиям

Способы протекания конфликта:

  • избегание — стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее;
  • приспособление — подстройка под собеседника, отказ от своих интересов;
  • компромисс — решение конфликта через взаимные уступки;
  • соперничество — открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции с полным игнорированием интересов партнера;
  • сотрудничество — предполагает поиск решения, которое бы не только удовлетворило интересы обеих сторон, но и позволило бы им извлечь пользу из конфликта.
Несмотря на то что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определенной ситуации.

Пути выхода из конфликта:

  • компромисс — решение проблемы через взаимные уступки сторон;
  • переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
  • посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
  • арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
  • применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
4. Тест «Конфликтная ли вы личность?»

Участникам предлагается определить уровень своей конфликтности, выбрав один ответ на каждый вопрос.

Вопросы теста

1) В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

А) Не принимаю участия.
Б) Кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой.
В) Активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.

2) Выступаете ли Вы на собраниях с критикой лидеров?

А) Нет.
Б) Только если имею для этого веские основания.
В) Критикую по любому поводу не только лидеров, но и тех, кто их защищает.

3) Часто ли спорите с друзьями?

А) Только если люди необидчивые.
Б) Лишь по принципиальным вопросам.
В) Споры — моя стихия.

4) Очереди, к сожалению, прочно вошли в нашу жизнь. Как Вы реагируете, если кто-то пытается пройти в обход?

А) Возмущаюсь в душе, но молчу — себе дороже.
Б) Делаю замечание.
В) Прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

5) Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?

А) Не буду поднимать бучу из-за пустяков.
Б) Молча возьму солонку.
В) Не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6) Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу…

А) С возмущением посмотрю на обидчика.
Б) Сухо сделаю замечание.
В) Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7) Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась…

А) Промолчу.
Б) Ограничусь коротким тактичным комментарием.
В) Устрою скандал.

8) Не повезло в лотерее. Как Вы к этому отнесетесь?

А) Постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней.
Б) Не скрою досады, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш.
В) Проигрыш надолго испортит отношение.

Обработка результатов: за каждый ответ «А» — 4 балла, «Б» — 2, «В» — 0. В зависимости от количества баллов результаты интерпретируются следующим образом:

  • 22–32 балла — вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
  • 11–21 балл — вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете, лишь если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем положении в обществе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
  • До 10 баллов — споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете съесть живьем. Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

5. Упражнение «Гвалт»

Цель: развитие умения выделять необходимую информацию.

Инструкция. Участники разбиваются на пары. Члены каждой пары размещаются в пространстве на максимально большом расстоянии друг от друга, после чего все одновременно начинают разговаривать. Задача — на фоне общего шума вести беседу именно со своим партнером, выделяя его голос на фоне остальных.

Примечание. Во время обсуждения упражнения можно попросить участников привести примеры из жизни, показывающие, что человек склонен слышать только то, что он желает услышать.

Упражнение демонстрирует эффект избирательности восприятия в процессе общения, что всегда имеет место и в конфликтных ситуациях. Ведь конфликты (особенно в работе педагога ДОО) зачастую происходят в присутствии других людей (и зачастую в присутствии детей). Отвлекаясь на посторонний шум, человек не всегда четко улавливает то, что ему хотели сказать.
6. Упражнение «Трудный разговор»

Цели: приобретение навыков ведения трудных переговоров, формирование умения правильно выражать негативные чувства.

Инструкция. Педагогам предлагается разыграть несколько ситуаций, для чего выбираются два участника — «мама» и «воспитатель». На каждую ситуацию — новая пара. Если у зрителей иное видение развития событий, отличное от предложенного, они могут разыграть свой вариант.

Анализ ситуаций проводится с учетом нескольких моментов: а) каким образом участники выражали свои чувства; б) как они использовали выразительные движения для подкрепления своих чувств.

Ситуация 1. Во время прогулки ребенок упал и сильно ударился головой. Это произошло вечером, за ребенком вот-вот должна прийти мама. Так получилось, что номера телефона мамы не оказалось под рукой. Скорую помощь решили не вызывать, дождаться мамы. Мама пришла очень раздраженная, уставшая после тяжелого трудового дня. Задача — донести до мамы негативную информацию.

Ситуация 2. Ребенок дома рассказал маме о том, что воспитатель его все время ругает, во время обеда заставляет его есть стоя, обзывает. Мама очень разозлилась и хочет серьезно поговорить с воспитателем.

Ситуация 3. Ребенок очень агрессивен. Постоянно обижает других детей: толкается, обзывается, может ударить. Дети постоянно жалуются своим родителям на этого ребенка. Родители обиженных детей попросили воспитателя поговорить с родителями агрессивного ребенка.

7. Упражнение «Абсурдная просьба»

Цель: развитие умения находить оптимальное решение конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники делятся на команды (4–5). Каждая из них от лица родителей воспитанников пишет трудновыполнимую просьбу воспитателям, например: «Анна Владимировна, моя дочка очень любит это платье, но на нем очень много рюшечек и они сильно мнутся. Я прошу вас каждые полчаса гладить платье, чтобы моя доченька выглядела аккуратно». Затем команды обмениваются письмами. Задача на этом этапе — дать ответ на просьбу от лица воспитателей. По окончании все просьбы и ответы на них зачитываются вслух. Просители отмечают, удовлетворены ли они ответом. Если нет, тогда уже все участники независимо от команд предлагают свои варианты выхода из сложившейся ситуации.

Упражнение наглядно показывает, какой путь выхода из конфликта выберет каждая команда. Возможно, участники семинара захотят таким образом рассказать о произошедшей с ними ситуации, тем самым проверив, насколько оптимальным было решение, выбранное ими.
8. Релаксация «Восточный танец»

Цели: снятие эмоционального и мышечного напряжения, поднятие настроения.

Примечание. Как правило, после проведения упражнения «Абсурдная просьба» участники довольно длительное время находятся в возбужденном состоянии, не могут переключиться с озвученных проблем, возникавших в их практической деятельности. Релаксация позволит закончить семинар на мажорной ноте, оттеснив негатив на второй план.

Инструкция. Участникам предлагается исполнить восточный танец. Ведущий может показать, какие именно движения следует производить.

9. Обсуждение, обратная связь

Вопросы для обратной связи:

  • Узнали ли вы в ходе семинара новую информацию?
  • На ваш взгляд, пригодятся ли полученные знания?
  • Что вы чувствовали, выполняя упражнения?
  • Ваши пожелания на следующую встречу?
 
Категория: Воспитателям | Просмотров: 275 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018 |