Четверг, 22.02.2018, 19:22Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 19 » Формирование коммуникативной компетентности педагогов
21:03
Формирование коммуникативной компетентности педагогов
Психологическая коммуникация

Т.П. Веселовацкая, педагог-психолог МДОУ КГО «Детский сад № 29», руководитель «Школы начинающего педагога-психолога ДОУ», г. Копейск

И.Г. Ранавнаут, педагог-психолог МДОУ детский сад № 52, г. Копейск

Е.Ф. Береговая, педагог-психолог МДОУ детский сад № 50, г. Копейск

Рреализация современных личностно-ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения, применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию.

Понятие коммуникативной компетентности педагога

Система российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы ни проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге образовательной организации. Именно он является основной фигурой при реализации на практике различных нововведений. Для успешного внедрения новшеств (а одной из ключевых идей модернизации образования является развитие компетентностей), для решения задач, поставленных перед ним в новых условиях, педагог должен обладать профессиональной компетентностью на должном уровне.

Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Коммуникативная компетентность (от лат. competens – надлежащий, способный) – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми.

Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность, которую определяют как базовую. По мнению многих исследователей, это «сердцевина профессионализма учителя», потому что общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности. Кроме того, реализация современных личностно-ориентированных образовательных технологий невозможна, если педагог не обладает достаточным уровнем коммуникативной компетентности, не готов гибко управлять процессом взаимодействия в ходе воспитания и обучения (ведь педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей), применять коммуникативные технологии, содействовать взаимопониманию и т. д.

От коммуникативной компетентности педагога зависят благоприятный морально-психологический климат, гуманизм и демократизм общения, результативность контактов, эффективность общения с точки зрения решения проблем, удовлетворенность педагога и детей своим трудом.

Развитие коммуникативной компетентности педагога можно рассматривать как один из способов развития и самореализации участников образовательного процесса.

Таким образом, коммуникативная компетентность становится одной из главных составляющих высокого профессионального уровня, от которой зависят персональный успех, конкурентоспособность и личная удовлетворенность, а также качество образования.

Виды коммуникативной компетентности:

Активное и конструктивное слушание – одно из основных условий эффективных коммуникаций.

  • по широте: общая и профессиональная (Ю.Н. Емельянов);
  • по качеству: творческая и репродуктивная (Л.А. Петровская), первичная и вторичная (Т.Ю. Осипова);
  • по специфике: компетентность слушателя и компетентность оратора (И.В. Макаровская).

Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований.

Типология профессиональных позиций учителей (по М. Талену):

Модель 1. «Сократ». Учитель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно провоцирующий их на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.
Модель 2. «Руководитель групповой дискуссии». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.
Модель 3. «Мастер». Учитель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.
Модель 4. «Генерал». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, т. к. считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, нежели все вместе взятые, в педагогической практике.
Модель 5. «Менеджер». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением инициативы и самостоятельности учащихся. Учитель стремится к обсуждению с каждым учащимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.
Модель 6. «Тренер». Атмосфера общения в классе пронизана духом корпоративности. Учащиеся в данном случае подобны игрокам одной команды, где каждый в отдельности не важен как индивидуальность, но все вместе они могут многое. Учителю отводится роль вдохновителя групповых усилий, для которого главное – конечный результат, блестящий успех, победа.
Модель 7. «Гид». Воплощенный образ ходячей энциклопедии. Лаконичен, точен, сдержан. Ответы на все вопросы ему известны заранее, как и сами вопросы. Технически безупречен и именно поэтому зачастую откровенно скучен.

1. Нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
2. «Постоянная готовность к пониманию». Наличие большого количества семантических и личностных барьеров часто приводит к неполному и неточному пониманию сообщений.
3. Конкретность. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов и без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
4. Контроль над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения», – над мимикой, жестами, интонацией, позой.
5. «Собственная неправота». При коммуникации всегда нужно допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это предостерегает от серьезных ошибок.
6. «Место и время». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
7. Открытость. Готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
8. Обратная связь. Обеспечение достижения главной цели коммуникативного процесса – взаимопонимания.

Структура коммуникативной компетентности

Многие исследователи (В.П. Захаров, А.В. Мудрик, Е.В. Сидоренко и др.) включают в структуру коммуникативной компетенции достаточно разноплановые элементы. Вместе с тем среди этого многообразия четко выделяются следующие компоненты: коммуникативные знания, коммуникативные умения и коммуникативные способности.

Коммуникативные знания: понимание того, что такое общение, знание его видов, фаз, закономерностей развития; коммуникативных методов и приемов, их действия, возможностей и ограничений; методов, эффективных в отношении разных людей и разных ситуаций; степени развития собственных коммуникативных умений и методов, эффективных и неэффективных в собственном исполнении.

Коммуникативные умения: речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, поддерживать обратную связь, преодолевать коммуникативные барьеры; интерактивные умения: умение строить общение на демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, навык самоконтроля и саморегуляции, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, активно слушать; социально-перцептивные умения: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояние, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умение производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности: умение давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Более подробный компонентный состав представлен И.А. Зимней. Он включает:

  • мотивационный аспект (готовность к проявлению компетентности);
  • когнитивный аспект (владение знанием содержания компетентности);
  • поведенческий аспект (опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях);
  • ценностно-смысловой (отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения);
  • эмоционально-волевой аспект (эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности).

Педагогическое общение

Говоря о коммуникативной компетентности, следует рассмотреть вопрос о педагогическом общении, ведь общение с детьми составляет сущность педагогической деятельности.

Педагогическое общение – это процесс взаимодействия педагогов и всех участников образовательного процесса, содержанием которого являются обмен информацией (прежде всего учебной), познание личности партнера по педагогическому общению и организация совместной деятельности.

Типы педагогического общения и профессиональных позиций педагога (по А.А. Кан-Калик):

1) общение на основе увлеченности совместной деятельностью;
2) общение на основе дружеского расположения;
3) общение-дистанция;
4) общение-устрашение;
5) общение-заигрывание;
6) общение-превосходство.

Из данных типов общения мы можем отнести к гуманистически направленным: общение на основе увлеченности совместной деятельностью, которое предполагает содружество, заинтересованность, сотворчество, коллективизм; и общение на основе дружеского расположения. Оно наличествует тогда, когда есть мера в общении (рамки допустимых оборотов и фраз), а также целесообразность дружественности.

Стиль педагогического общения во многом определяет эффективность педагогического труда.

Эти стили гуманистически направленного общения создают ситуацию комфортности, способствуют развитию и проявлению индивидуальности детей.

К не гуманистически направленным относятся: общение-устрашение; общение-заигрывание; общение-превосходство. Это крайние формы педагогического общения, применимые в строго определенных ситуациях.

Стиль общения-дистанции, скорее всего, можно отнести к нейтральному. Для педагога важно уметь устанавливать дистанцию, избегать фамильярности в общении, но и не отгораживаться от детей.

Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание типов общения в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

Основные профессиональные качества, характеризующие педагога с личностно-ориентированной моделью общения:

• проявление активной позиции и устойчивый интерес к общению, построению совместной деятельности с детьми, ориентирование на получение успешных совместных результатов;
• умение устанавливать с детьми партнерские отношения, основанные на взаимном интересе и уважении;
• умение выстраивать общение с родителями воспитанников на основе диалога, донося при этом собственную позицию, демонстрируя позитивный настрой и применяя в рамках взаимодействия разнообразные методы, формы работы, в т. ч. нетрадиционные;
• стремление к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;
• умение конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников и администрации;
• готовность к постоянному личностному и профессиональному росту;
• умение аргументировано отстаивать свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;
• открытость к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами) как в своей стране, так и за рубежом;
• умение создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;
• умение транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психолого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).

Стили педагогического общения находят свое выражение в типах педагогического руководства деятельностью воспитанников: авторитарном – общение строится на дисциплинарном воздействии и подчинении; демократическом – общение и деятельность предполагают творческое сотрудничество; либеральном – имеет место попустительство, отсутствует система в организации деятельности детей и необходимого контроля.

Следует заметить, что в деятельности педагога, которому присущ демократический тип руководства, могут присутствовать и элементы авторитарного стиля: например, при организации сложной деятельности, требующей строгого порядка и дисциплины. Некоторые элементы либерального стиля допустимы при организации творческой деятельности.

Таким образом, выбор стиля педагогического руководства определяется гибкостью, вариативностью техники педагогического общения, зависит от конкретных условий, особенностей воспитанников и их деятельности.

На основе изложенного следует признать целесообразным необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности педагога, свободно владеющего речью, самостоятельно избирающего стиль профессионального общения и деятельности, активно использующего в своей работе обобщенное гуманитарно-педагогическое знание, отвечающее требованиям ФГОС ДО.

В рамках данной темы можно провести с педагогами мини-тренинг (приложение).

Приложение

Мини-тренинг для педагогов «Счастье – это когда тебя понимают»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении.

Задачи:

1. Осознание педагогами собственных достижений и проблем в общении.
2. Помощь в овладении диагностическими методиками для выявления уровня коммуникативных умений.
3. Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнера воспринимать окружающих.
4. Формирование активной социальной позиции педагога.

Материалы и оборудование: стулья по количеству участников, опросник «Оценка уровня общительности педагога» (по В.Ф. Ряховскому), ручки, листы бумаги, карточки к упражнению «Шушаника Минична» по количеству участников, ситуации для обыгрывания к упражнению «Я-сообщения», «Я-высказывания», текст к упражнению «Испорченный телефон», тексты к упражнению «Две подружки» (составляется самостоятельно педагогом-психологом), клубок ниток.

Количество человек в группе: 15–18.

Продолжительность: 1,5 ч.

Примечание: перед проведением тренинга участникам предлагается пройти тестирование по методике В.Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности педагога».

Ход тренинга

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Вступительное слово. Приветствие

Педагог-психолог: Я очень рада видеть всех собравшихся в этом уютном светлом зале. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, чувства и эмоции. Они могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. Древняя мудрость гласит: «Сложно изменить мир, но если ты хочешь этого – начни меняться сам».

Предлагаю поприветствовать друг друга и зарядиться энергией. У разных народов используют разные ритуалы приветствия, например: объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки – в России; легкий поклон со скрещенными на груди руками – в Китае; рукопожатие и поцелуй в обе щеки – во Франции; легкий поклон, ладони сложены перед лбом – в Индии; поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера – в Испании; мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев – в Малайзии; трение носом об нос другого – у эскимосов. А мы с вами поприветствуем друг друга вот так…

2. Упражнение «Рукопожатие или поклон»

Цель: толерантность, уважительное отношение друг к другу, создание положительного настроя, раскрепощение.

Инструкция. Участникам предлагается образовать круг и разделиться на две равные части: «европейцев» и «японцев».

Каждый из участников идет по кругу и здоровается со всеми своим способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются. После выполнения упражнения участники садятся на свои места.

3. Игра «Поменяйтесь местами»

Цели: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Инструкция педагога-психолога: Предлагаю поменяться местами тем, кто носит брюки (любит яблоки; любит петь; разгадывать кроссворды и т. д.). Теперь условия игры будут касаться особенностей профессиональной деятельности участников… Поменяйтесь местами те, кто работает всю жизнь в одном учреждении (работает в настоящее время по новой программе; любит свою работу; работает педагогом уже более 10 лет; мечтал быть педагогом с детства и т. д.).

4. Притча «Страшный сон»

Педагог-психолог: Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они второго толкователя. На это последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

Мораль: форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как оно сказано.

Педагог будет более успешен, если он контактен, общителен, одинаково доброжелательно относится ко всем, с кем работает (дети, их родители, коллеги). Неэффективное общение с детьми, их родителями затрудняет обучение и воспитание детей.

5. Диагностика

На данном этапе педагог-психолог представляет результаты тестирования по методике В.Ф. Ряховского.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

6. Упражнение «Шушаника Минична»1

Цель: активизация памяти, гимнастика памяти.

Педагог-психолог: Для эффективного общения педагога с коллегами, родителями необходимо сознательно использовать тактические приемы. Прежде всего необходимо выбрать оптимальную форму обращения, поскольку именно начало разговора может повлиять на его успешность. Кроме того, следует выбрать форму приветствия. Существуют специальные техники запоминания имен и фамилий. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые минуты общения (можно несколько раз).

Инструкция. Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написаны имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например Шушаника Минична. В ответ первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника, например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задает вопрос своему соседу слева: «Представьтесь, пожалуйста». И так до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Карточки к упражнению «Шушаника Минична»

7. Упражнение «Любящий взгляд»

Цель: осознание своего невербального эмпатийно-экспрессивного арсенала.

Педагог-психолог: В процессе общения важное значение имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации – жестами, мимикой, пантомимикой, оттенками голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз, прикосновениями.

Инструкция. Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Педагог-психолог назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих «любящим» взглядом увеличивается. Водящий должен по мимике и позе участников догадаться, кто смотрит на него любящим взглядом, и обсудить, что помогло ему догадаться, как удалось изобразить взгляд.

8. Упражнение «Я-сообщения», «Я-высказывания»

Цель: отработка участниками данного метода.

Педагог-психолог: Не менее важным является и умение говорить. Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда требуется заявить о своей точке зрения. При этом мы рискуем вызвать защитную реакцию со стороны другого человека, особенно если указываем ему, что он должен или чего не должен делать. Если вместо этого объяснить, как данная ситуация представляется нам, то это станет началом конструктивного разговора о возможностях изменения ситуации.

Инструкция. Упражнение предполагает выполнение ряда заданий. Предварительно участникам показывается схема Я-высказывания.

Схема Я-высказывания

СОБЫТИЕ – «Когда…» (описание нежелательной ситуации).
НАША РЕАКЦИЯ – «Я чувствую…» (описание ваших чувств).
ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ МЕТОД – «Мне хотелось бы, чтобы…»

Задание 1. «Выбери правильный ответ». Педагог-психолог предлагает подобрать к предложенным ситуациям наиболее подходящий ответ из предложенных и обосновать свой выбор.

Ситуация А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас», – и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться. Ваши слова (А):

1. «Да сколько же раз тебе надо говорить?!»
2. «Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и то же».
3. «Меня сердит, когда ты не слушаешься».

Ситуация Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова (Б):

1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!»
3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

Ситуация В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения. Ваши слова (В):

1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».

После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я-высказывания» → А – фраза 2, Б – фраза 1, В – фраза 3.

Задание 2. Составить «Я-высказывание», «Ты-высказывание». Участники делятся на подгруппы, им предлагаются ситуации для составления разных видов высказываний и последующего их сравнения.

Ситуации 1. Ребенок поел и оставил тарелку на столе.

Ситуация 2. У ребенка в дневнике очередное замечание классного руководителя о плохом поведении.

Ситуация 3. Воспитатель объясняет, как делать поделку, ребенок в это время разговаривает.

9. Упражнение «Испорченный телефон»

Цели: показать, насколько важно внимательное слушание собеседника; показать, как изменяется информация.

Инструкция. Участник слушает и запоминает предложенный текст, а затем передает его по цепочке. Вызывают пятерых добровольцев. Участники выходят за дверь и по приглашению педагога-психолога входят в зал по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой должны передать следующему члену группы. Главное – как можно точнее отразить содержание».

Телефонограмма

Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается в управлении образования, т. к. договаривается о получении нового импортного оборудования для детского сада, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17:00 – началу педсовета, но если он не успеет, то надо передать старшему воспитателю, чтобы он изменил расписание репетиций к празднику в средних и старших группах на понедельник и вторник, выделив в нем дополнительно время для встречи с родителями, которые будут принимать участие вместе с детьми.

10. Упражнение «Две подружки» (конструктивное общение)

Цель: показать на примере двух историй конструктивное и неконструктивное общение.

Инструкция. Участникам тренинга предлагается ситуация (любая бытовая, которую может придумать педагог-психолог). Задача участников, которые будут ее разыгрывать, – показать примеры деструктивного и конструктивного общения в рамках предложенной ситуации. По завершении педагог-психолог с помощью группы анализирует результаты.

11. Игра «Нити счастья»

Инструкция педагога-психолога: Сейчас я предлагаю вам представить себя в роли волшебников, которые могут все, и соткать полотно своего счастья. Чтобы соткать это необычное полотно, нам понадобятся нитки. В моих руках моток обыкновенных ниток. Сейчас мы с вами будем превращать их в Нити Счастья. Встаньте в круг, будем передавать их друг другу. У кого окажется моток, должен ответить на вопрос о том, что такое счастье, и передать моток соседу справа, и так по кругу.

12. Заключительное слово

Педагог-психолог: Счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному составляющему нашей жизни. Нужно уметь видеть то, что находится рядом с нами, внутри нас, стараться самим лепить свое счастье. Все зависит от нас! Всего вам доброго, счастья, любви, успехов! 


1 Из книги А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ». >>вернуться в текст
 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/414754/270d991ba1/?of=copy-9ec78a6185

Категория: Воспитателям | Просмотров: 1659 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018 |