Понедельник, 20.11.2017, 23:47Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 19 » Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников
21:39
Диагностика мотивационной сферы у старших дошкольников
Психологическая диагностика

А.Ю. Кремлякова, педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

В статье описаны диагностические методики — как известные большинству педагогов-психологов, так и редкие, представленные в авторской модификации. Каждую из них можно использовать самостоятельно или в комплексе с другими для получения более надежных результатов. Данные методики также годятся для отслеживания динамики и оценки эффективности проделанной работы по формированию мотивационной и познавательной готовности к школьному обучению.

Поступление ребенка в школу требует поведения, соответствующего новым условиям. Адаптация школьника во многом зависит от особенностей его мотивации и сформированности внутренней позиции. По утверждению американского психолога Р. Стернберга, успешность человека в разных видах деятельности в большей степени обусловлена его мотивацией, нежели умственными способностями. В настоящее время в специальной литературе предлагается множество диагностических методик, позволяющих изучить мотивационную сферу ребенка 6–7 лет. Это могут быть как вербальные (анкеты, опросники, беседы), так и невербальные (проективные) методики. Опыт показывает, что наиболее эффективной формой диагностического изучения мотивации дошкольников является индивидуальное обследование. При обследовании группы неуверенные в себе дети теряются, не знают, что сказать, повторяют ответы и рисунки соседа.

Рассмотрим возможные для применения методики:

  • «Беседа о школе»;
  • экспериментальная беседа;
  • «Сказка»;
  • исследование мотивации учения;
  • «Выбери место»;
  • «Школа зверей»;
  • «Что мне нравится в школе?».

Методика «Беседа о школе»

Автор методики Т.А. Нежнова.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

Форма проведения: индивидуальная.

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов его ориентации в отношении школы и обучения: ориентацию на содержание учебной деятельности (ответы, А); на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни (ответы Б); на внешкольные виды деятельности и условия (ответы В). Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о сформированности внутренней позиции школьника.

Вопросы:

1. Хочешь ли ты учиться в школе?
А. Очень хочу (2 балла).
Б. Так себе, не знаю (1 балл).
В. Не хочу (0 баллов).

2. Почему ты хочешь учиться в школе?
А. Интерес к учению, знаниям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т. д. (2 балла).
Б. Интерес к внешним школьным атрибутам: новая форма, книги, портфель и т. д. (1 балл).
В. Внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, мама сказала, что так надо (0 баллов).

3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят)?
А. Освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учим буквы, решаем задачи и т. д. (2 балла).
Б. Приобретение формы, школьных принадлежностей: купили школьный костюм, ранец, тетрадки, пенал и т. д. (1 балл).
В. Занятия, не относящиеся к школе: занимаюсь в подготовительной группе в детском саду, хожу на подготовительные занятия в детскую студию и т. д. (0 баллов).

4. (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он уже в школе.) Понравилось ли тебе в школе? Что тебе больше всего понравилось или не понравилось?
А. Уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка (2 балла).
Б. Внеучебные занятия и прочие моменты, не связанные с учением: перемена, занятия во внеурочное время, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса (1 балл).
В. Уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе (0 баллов).

5. Если бы тебе не надо было ходить в детский сад и школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы день?
А. Занятия учебного типа: писал бы буквы, читал и т. д. (2 балла).
Б. Дошкольные занятия: рисовал, конструировал (1 балл).
В. Занятия, не имеющие отношения к школе: играл, гулял, помогал по хозяйству, ухаживал за животными (0 баллов).

Интерпретация результатов:

  • 9–10 баллов свидетельствуют о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника является достаточно сформированной);
  • 5–8 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (внутренняя позиция школьника находится на начальной стадии формирования).
  • 0–4 балла свидетельствуют об отсутствии у ребенка интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Экспериментальная беседа

Автор методики Н. И. Гуткина.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.

Форма проведения: индивидуальная.

Беседа состоит из 12 вопросов:
1. Хочешь ли ты идти в школу?
2. Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду (дома)?
3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему?
4. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?
5. Просишь ли ты сам (сама), чтобы тебе почитали книжку?
6. Какие у тебя любимые книжки?
7. Почему ты хочешь идти в школу?
8. Если какая-то работа у тебя не получается, ты бросаешь ее или стараешься выполнить?
9. Нравятся ли тебе школьные принадлежности?
10. Если тебе разрешат пользоваться школьными принадлежностями дома и не ходить в школу, тебя это устроит? Почему?
11. Кем тебе хотелось бы быть во время игры с ребятами в школу: учеником или учителем? Почему?
12. Хотел бы ты во время игры в школу, чтобы урок был длиннее перемены или, наоборот, перемена длиннее урока? Почему?

Обработка результатов. Анализ ответов на вопросы показывает сформированность () или несформированность (-) внутренней позиции школьника. В неясных случаях ставится знак ±.

Ключевыми являются вопросы: 2–8, 10–12.

Вопросы 1 и 9 не являются ключевыми (они неинформативны, обычно все дети отвечают на них утвердительно).

Если ребенок хочет в школу, то на вопрос 2, как правило, отвечает несогласием еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот.

Важно обратить внимание на то, как ребенок объясняет свое желание учиться в школе, отвечая на вопрос 7. Одни говорят, что хотят в школу, для того чтобы научиться читать, писать и т. д. Другие отвечают, что им надоело в детском саду, не хочется спать после обеда и т. д. (т. е. желание пойти в школу не связано с содержанием учебной деятельности или изменением социального статуса ребенка).

Вопросы 3–6 направлены на выяснение познавательного интереса испытуемого, а также уровня его развития. Некоторое представление о последнем дает ответ на вопрос 6 (о любимых книгах).

Ответ на вопрос 8 позволяет судить о том, как ребенок относится к трудностям в работе. Если он еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 10, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то во время игры в школу, как правило, выбирает роль ученика (вопрос 11) и предпочитает, чтобы урок был длиннее перемены (вопрос 12). Если же он еще не очень хочет учиться, то, соответственно, выбирает роль учителя и предпочитает перемену.

Методика «Сказка»

Автор методики Н.И. Гуткина.

Цель: определение доминирования познавательного или игрового мотивов в мотивационной сфере ребенка.

Форма проведения: индивидуальная.

Описание методики. Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки (предметы кукольной мебели, посуды, какая-нибудь мягкая игрушка, один кубик, простая машинка и т. п.). В предлагаемый набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция педагога-психолога: У меня есть несколько игрушек. Рассмотри их внимательно и постарайся запомнить. (Небольшая пауза.) А теперь я предлагаю тебе послушать сказку…

Ребенку читают незнакомую ему сказку. На самом интересном месте чтение прерывают и экспериментатор спрашивает испытуемого о том, чего ему в данный момент больше хочется: поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать до конца сказку?

Сказка «Почему зайцы носят зимой белые шубки»

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался:

— Я самый сильный в лесу! Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.

— Не хвастай, Мороз Иванович, не одолеешь, — говорит заяц.

— Нет, одолею!

— Нет, не одолеешь! — стоит на своем заяц.

Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. Говорит ему:

— Давай, заяц, поспорим, что я тебя одолею!

— Давай! (Здесь чтение прерывается.)

Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. Кувыркается он по снегу да поет:

Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, горит —
Солнышко ярко!

Стал Мороз уставать, думает с досадой: «До чего ж крепкий заяц!» А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. Но зайцу все нипочем: то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится.

Совсем Мороз из сил выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от него:

— Разве тебя, косой, заморозишь — ловок да прыток ты больно!

Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой в белых шубках щеголяют.

Интерпретация результатов. Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают услышать продолжение сказки, дети со слабой познавательной потребностью — поиграть с игрушками, но их игра, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, просит дочитать сказку, экспериментатор отказывает ему, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну из них и возвращается с просьбой дочитать сказку, экспериментатор предлагает ему положить игрушку на место и дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает ему сказку, объясняя, что выбрать нужно что-то одно: либо сказку, либо игрушку. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, т. е. как доминирование игровой мотивации, которая не обусловливает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

Методика исследования мотивации учения

Авторская модификация методики М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомовой и Р.В. Овчаровой.

Цель: исследование уровня мотивации у старших дошкольников.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Оборудование: стимульный материал к методике, листы бумаги с изображением трех квадратиков, наборы карандашей (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, коричневый) по числу детей.

Примечание. При проведении диагностики с группой необходимо посадить детей по одному за стол.

Инструкция педагога-психолога: Сейчас я прочитаю вам (тебе) рассказ. В одном городе жили-были мальчики и девочки, такие же, как вы (ты). Им, как и вам (тебе), было 6–7 лет. И они, как и вы (ты), собирались идти в школу. Сейчас я вас (тебя) с ними познакомлю. Вот они.

Первый мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я не пошел бы в школу». (На стол перед ребенком или на магнитную доску педагог-психолог выкладывает карточку с изображением женщины с указующим жестом и ребенка с портфелем в руках перед ней [внешний мотив], с красным квадратиком в углу.)

Первая девочка сказала: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я все равно училась бы». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, сидящего за партой [учебный мотив], с синим квадратиком в углу.)

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух детей, играющих в мяч [игровой мотив], с желтым квадратиком в углу.)

Третий мальчик сказал: «Я пойду в школу, потому что хочу быть большим. В школе я буду взрослым, а сейчас я маленький». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением двух человек, стоящих спиной друг к другу: у того, который повыше, в руках портфель, у того, который пониже, — игрушечный автомобиль [позиционный мотив], с зеленым квадратиком в углу.)

Вторая девочка сказала: «Я пойду в школу, потому что учиться нужно. Без учения никакого дела не сделаешь, а когда выучишься, можешь стать кем захочешь». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением человека с портфелем в руках, направляющегося к зданию [социальный мотив], с коричневым квадратиком в углу.)

Четвертый мальчик сказал: «Я пойду в школу, чтобы получать пятерки». (Педагог-психолог выкладывает карточку с изображением ребенка, который держит в руках раскрытую тетрадь [отметка], с оранжевым квадратиком в углу.)

Посмотрите, ребята, у каждого мальчика и у каждой девочки свой цвет.

А теперь я вам раздам листочки. На них нарисованы три пустых окошка. Я буду задавать вам вопросы, а вы — отвечайте и закрашивайте окошко тем цветом, которым считаете нужным.

Как вы думаете, кто из ребят прав? Выберите и закрасьте первое окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе играть? Выберите и закрасьте второе окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

С кем из них вы хотели бы вместе учиться? Выберите и закрасьте третье окошко тем цветом, которым считаете нужным. (Пауза.)

Дети последовательно осуществляют выбор. Если в ответе ребенка недостаточно прослеживается содержание, нужно задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик (эта девочка) сказал (сказала)?" Это нужно для того, чтобы быть уверенным в том, что ребенок осуществил свой выбор исходя из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов. Доминирующая мотивация учения диагностируется по наибольшему количеству баллов. Вместе с тем ребенок может руководствоваться и другими мотивами. О несформированности мотивации на обучение свидетельствует отсутствие предпочтений (различные подходы во всех ситуациях).

Методика «Выбери место»

Авторская модификация методики Л.Н. Прохоровой.

Цель: изучение преобладающей мотивации воспитанников.

Форма проведения: индивидуальная.

Необходимые материалы: рисунок корабля с изображением различных помещений, рисунок карты с изображением островов, фишки.

Инструкция педагога-психолога: Сегодня у нас с тобой необычная встреча. Мы отправимся в путешествие. Я люблю бывать в новых местах, встречаться с новыми людьми. А ты? Путешествовать мы будем на корабле. Посмотри, какой он интересный. (Ребенку предлагается рассмотреть рисунок с изображением различных помещений на корабле, рис. 1.)

Рис. 1. Выбери место на корабле

На этом корабле много комнат — кают. Есть капитанский мостик, откуда управляют кораблем (показать); камбуз, где готовят вкусную еду, в том числе любимые сладости (показать); медицинская комната, где находится больной щенок (показать); каюта с любимым другом (показать); каюта, где находятся географические карты, книги, из которых можно узнать что-то новое о разных странах (показать); каюта, где можно конструировать и изобретать (показать); игровая комната, где собраны интересные игры и игрушки (показать). Выбери на корабле место, которое тебе больше всего нравится, и поставь туда свою фишку.

Вот мы с тобой приплыли к островам. (Перед ребенком располагается рисунок карты с изображением островов, рис. 2.) На первом острове можно стать принцем или принцессой (показать); на втором много сладостей (показать); на третьем находится грустный больной львенок (показать); на четвертом тебя ждет друг (показать); на пятом можешь узнать что-то новое, интересное (показать); на шестом ты станешь изобретателем и научишься делать все, что захочешь (показать); на седьмом собраны интересные игрушки (показать). Выбери остров, на который ты хочешь отправиться больше всего, и поставь на него свою фишку.

Рис. 2. Выбери остров

Обработка результатов. Ответы ребенка фиксируются в свободном порядке. Анализ проводится исходя из следующих положений:

  • место на капитанском мостике; остров, где можно стать принцем или принцессой, скорее всего свидетельствуют о преобладании мотива самоутверждения, лидерства;
  • место на камбузе, где готовится вкусная еда, в том числе любимые сладости; остров, на котором много сладостей, — о преобладании мотива извлечения личной пользы;
  • место в медицинской комнате, где находится больной щенок; остров, где живет грустный больной львенок, — о ярко выраженном мотиве оказания помощи;
  • место в каюте с любимым другом; остров, где ребенка ожидает друг, — о доминировании мотива общения;
  • место в каюте, где находятся географические карты, книги, из которых можно узнать что-то новое о разных странах; остров, где можно увидеть что-то новое, интересное, — о развитых познавательных мотивах;
  • место в каюте, где можно научиться конструировать и изобретать; острова, на которых можно стать изобретателем и научится делать все, что хочется, — о созидательной мотивации;
  • игровая комната, где собраны интересные игры и игрушки; остров, на котором много интересных игрушек, — о преобладании игровых мотивов.

Методика «Школа зверей»

Автор методики С. Панченко.

Цель: исследование внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность, диагностика проблем адаптации к школе.

Примечание. Методика может применяться для оценки межличностных отношений в детском коллективе, выявления трудностей, с которыми дети могут столкнуться на различных уроках, в ходе учебной деятельности.

Форма проведения: групповая, индивидуальная.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Инструкция педагога-психолога: Сейчас мы с вами совершим удивительное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной полянке. Послушайте, как шумят листья над головой, ощутите, как мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите школу зверей. Какие звери в ней учатся? А какой зверь работает учителем? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете еще некоторое время находиться в этой школе зверей, пока я сосчитаю до 10, а затем откройте глаза.

Итак, вы побывали в школе зверей. А теперь возьмите карандаши, бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. (Дети выполняют задание.)

Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите животное, которым могли бы быть вы. Поставьте рядом с ним крестик или букву «я».

Интерпретация результатов:

1. Расположение рисунка на листе. Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, недовольство своим положением в коллективе, недостаточное признание со стороны окружающих; расположение рисунка в нижней части — как неуверенность в себе, низкая самооценка; если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.

2. Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовке и затемнению линий. Все это — защита от окружающих: агрессивная — если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой — если имеет место затемнение контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, заслоны.

3. Нажим. При оценке линий необходимо обратить внимание на нажим. Стабильный нажим свидетельствует об устойчивости, слабый — о тревожности, очень сильный — о напряженности.

Кроме того, о тревожности могут свидетельствовать такие показатели, как разорванность линий, наличие обводов, следы стирания.

4. Изображение на рисунке органов чувств (глаз, ушей, рта). Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации; изображение ушей (особенно больших и детально прорисованных) — о заинтересованности в информации, в основном касающейся мнения окружающих о себе; открытый заштрихованный рот — о страхах, возникающих с легкостью; зубы — о вербальной агрессии.

5. Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество персонажей, вступающих в различные отношения друг с другом (играющих, изображенных во время учебной деятельности и т. п.), в отсутствие разделяющих линий между ними свидетельствует о благоприятных взаимоотношениях испытуемого с одноклассниками. В противном случае можно говорить о наличии у него трудностей в построении контактов с другими учениками.

6. Характер отношений между животным-учителем и животным-учеником. Нужно проследить, нет ли между ними противопоставления и как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу.

7. Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения учебной деятельности можно предположить, что школа привлекает ребенка лишь внеучебной стороной; отсутствия учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, школы зверей или людей — что у него не сформирована позиция ученика, он не осознает своих задач в роли школьника.

8. Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона выбирают дети, пребывающие в школе в благополучном эмоциональном состоянии.

Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и угнетенном состоянии ребенка.

Методика «Что мне нравится в школе?»

Автор методики Н.Г. Лусканова.

Цель: выявление отношения к школе и мотивационной готовности к обучению.

Форма проведения: индивидуальная, групповая.

Необходимые материалы: листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Инструкция педагога-психолога: Ребята, многие из вас уже ходят на подготовительные занятия в школу. Вы были на экскурсии в школе и школьной библиотеке. Нарисуйте то, что вам больше всего понравилось. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте как сможете, мне интересен каждый рисунок.

Обработка и анализ рисунков. Оцениваются следующие показатели:

  • соответствие заданной теме;
  • сюжет (что именно изображено);
  • размеры рисунка и отдельных деталей;
  • цветовое решение;
  • динамика изображения;
  • правильность рисунка;
  • законченность рисунка.

Техника и манера исполнения рисунка принимаются во внимание в том случае, если свидетельствуют о каких-то психологических свойствах ребенка.

Несоответствие теме означает:

  • отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых (изображение машин, игрушек, военных действий, узоров и пр.), что свидетельствует о мотивационной незрелости ребенка;
  • проявление детского негативизма (отказ рисовать на школьную тему и/или изображение того, что ребенок любит и умеет рисовать лучше всего), свойственное детям с завышенным уровнем притязаний и плохой приспособленностью к четкому выполнению школьных требований;
  • неверное истолкование, непонимание поставленной задачи (отсутствие рисунка или срисовывание у других ребят сюжетов, не имеющих отношения к заданной теме), в большинстве случаев наблюдаемое у детей с задержкой психического развития.

Соответствие заданной теме свидетельствует о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка (что именно изображено):

  • учебные ситуации (учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с написанным на ней заданием и т. п.) свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, о наличии у него познавательных учебных мотивов;
  • ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п.) — о положительном отношении к школе, но с превалирующей направленностью на внешние школьные атрибуты;
  • игровые ситуации (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки и другие находящиеся в классе предметы: телевизор, цветы на окне и т. п.) — о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.

Дальнейший анализ рисунков проводится с учетом базовых принципов интерпретации проективных изображений.

 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/425052/895a51b609/?of=copy-45289a3991

Категория: Воспитателям | Просмотров: 2847 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |