Среда, 17.01.2018, 00:30Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 19 » Деловая игра «Одаренный ребенок. Кто он?»
19:37
Деловая игра «Одаренный ребенок. Кто он?»
Психологическая коммуникация

Н.В. Медведева, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4», п. Звездный, Пермский край

Одной из главных проблем совершенствования системы образования является раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. В каждом возрасте есть вид деятельности, без которого невозможно нормальное развитие. У дошкольников сначала это изучение предметов, потом — игра.

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский

Сегодня отмечается повышенный интерес к исследованию одаренности. Это связано прежде всего с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Взгляд на это явление с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы психолого-педагогического выявления, развития и сопровождения талантливых детей в ДОО.

Одним из основных этапов работы по формированию данной системы является необходимость актуализации и расширения знаний педагогов дошкольного образования по вопросам одаренности. Именно с этой целью разработана деловая игра «Одаренный ребенок. Кто он?» (приложение), которая не только позволит педагогам углубить знания по данной проблеме, но и проанализировать свои возможности и готовность работать с этой категорией детей.

Перед игрой необходимо провести консультацию с тем, чтобы рассказать о различных подходах к определению одаренности, ее видах и признаках, психофизиологических основах, а также о том, какие есть проблемы выявления одаренности в дошкольном возрасте.
Приложение

Сценарий деловой игры «Одаренный ребенок. Кто он?»

Количество участников: 24.

Продолжительность:60 мин.

Материалы и оборудование:небольшие кружки основных цветов теста Люшера (для распределения по группам), большие кружки таких же цветов с номером от 1 до 6, бланки для самоанализа, мультимедийное оборудование для презентации.

Ход деловой игры

Примечание. Перед началом игры участники распределяются по группам (всего 6). На этом же этапе каждая группа получает кружок с номером вопроса.

1. Вводное упражнение

Цели: определить проблематику мероприятия, настроить на работу.

Инструкция педагога-психолога: Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, поднимите, пожалуйста, руку… Поднимите руку те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему… Поднимите руку те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам… Поднимите руку те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать… Поднимите руку те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми. А теперь встаньте те, кто желает узнать о работе с одаренными детьми больше… Мы с вами все дружно встали. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. Работа с вопросами

Инструкция. Основная часть игры проходит с использованием презентации. Алгоритм работы следующий:

  • на экране выводится слайд с формулировкой вопроса;
  • выводится слайд с вариантами ответов;
  • в течение 3 мин участники обсуждают предлагаемый вопрос;
  • представитель группы, которой достался при жеребьевке данный вопрос, дает ответ;
  • общее обсуждение;
  • более подробная информация и комментарии к каждому из вариантов ответов от педагога-психолога.

Вопрос 1. Одаренные дети — это…

а) дети с ускоренным развитием интеллекта;

б) дети, которые любят читать энциклопедии больше, чем сказки;

в) дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности1;

г) дети, которые много и бойко говорят. Их по-взрослому сложная речь воспринимается как признак исключительного ума.

Информация педагога-психолога. Правильный ответ «в». Такое определение одаренного ребенка дает большинство ученых. До сих пор в науке представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Ясно одно, что и в первом, и во втором случае детям необходимо целенаправленное развитие.

Еще недавно психологи считали одаренными только тех детей, которые ярко и быстро проявляли свой талант. Им и предрекали великое будущее. Сегодня ученые куда более осторожны в оценках. Биографии великих людей убеждают, что талант не всегда заметен с первого взгляда, а из детей-вундеркиндов вырастали весьма заурядные взрослые.

Существует одаренность «ложная», которая не приносит реальных плодов. Одаренный ребенок обгоняет в умственном развитии своих сверстников. Но дети ведь и растут по-разному. Так же неравномерно порой формируются и интеллектуальные способности. Способности детей, которых считают одаренными, связаны с ускоренным развитием их интеллекта. А что происходит потом? Не исключено, что через несколько лет несостоявшегося вундеркинда легко догонят в развитии его ровесники.

Еще одной разновидностью мнимой одаренности психологи считают «жертву родительских амбиций» — маленького эрудита, который любит читать энциклопедии больше, чем сказки. Но отличить его от по-настоящему одаренного ребенка нетрудно: эрудит обладает знаниями и навыками, одаренный — умеет думать. Столкнувшись с неизвестной задачей, первый, скорее всего, растеряется, второй — с азартом бросится искать решение.

Также вундеркиндами нередко считают так называемых вербалистов. Вербализм — это отклонение в развитии, когда ребенок много и бойко говорит, но не умеет, что называется, «работать руками», не может толком ни построить пирамидку, ни сложить матрешку. В каждом возрасте есть вид деятельности, без которого невозможно нормальное развитие. У дошкольников сначала это изучение предметов, потом — игра. По-взрослому сложная речь ребенка, которая нередко его родителям кажется проявлением исключительного ума, как ни парадоксально, может быть свидетельством отставания в развитии. Поэтому речь сама по себе отнюдь не признак особого интеллектуального дара.

Вопрос 2. Одаренность бывает…

а) актуальная и потенциальная;

б) явная и скрытая;

в) общая и специальная;

г) ранняя и поздняя.

Информация педагога-психолога. Правильными являются все ответы. По критерию «степень сформированности» выделяют актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность — психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

По критерию «форма проявления» выделяют явную и скрытую одаренность. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» выделяют общую и специальную одаренность.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

По критерию «особенности возрастного развития» выделяют раннюю и позднюю одаренность.

Вопрос 3. Виды одаренности по сферам деятельности…

а) актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя, скрытая и явная;

б) интеллектуальная, творческая, академическая, информационно-коммуникативная, спортивная;

в) общая и специальная, музыкальная, инженерная;

г) лидерская, коммуникативная.

Информация педагога-психолога. Интеллектуальную одаренность приписывают детям с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.

Творчески одаренные дети — это дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

Академическая одаренность — это когда дети хорошо обучаются в школе.

Информационно-коммуникативная — дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности.

Спортивная — дети, показывающие более высокие результаты в сравнении с другими детьми.

Вопрос 4. О чем говорится в цитате: «Это семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет»?

а) о задатках;

б) о методах воспитания;

в) о способностях;

г) об одаренности.

Информация педагога-психолога. Задатки — это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются (а могут и не превратиться) в способности.

Способности — это способы выполнения деятельности. Не отдельные приемы, а глобальные, фундаментальные способы. От природы способностей нет и не может существовать — ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности.

Одаренность — это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одаренные дети — соответственно дети с достаточно высокоразвитыми способностями.

При каких условиях задатки развиваются в способности?

На ранних этапах развития способностей, т. е. в дошкольном и младшем школьном возрасте, все зависит от познавательной потребности ребенка. Чем ярче она проявляется в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей. Потребность в познании является настоящим «мотором» в развитии способностей. Это связано не только и даже не столько с тем, что эта потребность обеспечивает добычу знаний, что называется расширением кругозора, но еще и с тем, что для развития способностей необходимо, чтобы умственная деятельность протекала на фоне ярко выраженных положительных эмоций: чувства радости, удовольствия, иногда даже интеллектуального восторга. Познавательная потребность как раз обеспечивает такой фон — именно потому при наличии удовольствия от умственной деятельности развитие способностей происходит почти незаметно, быстро и легко. При отсутствии таких эмоций способности не удается развить за долгие часы напряженной умственной работы.

Вопрос 5. Условия развития одаренности…

а) задатки;

б) среда, родительские увлечения, учение, мотивация, задатки;

в) среда и родительские увлечения (пример родителей);

г) учение.

Информация ведущего. Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент, который должен соответствовать возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам. Развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально-моделирующая содержание развития его духовного и физического облика, а обогащенная среда предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной детской деятельности. Поэтому среда имеет важное значение для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Деятельность зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, это замечательно. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома.

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Мотивация — условия воздействия на мотивационную сферу детей. Важно:

  • вызвать у ребенка интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность;
  • строить процесс обучения по принципу сотрудничества, педагогической поддержки, верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание, поощрять их;
  • учить детей планировать свою деятельность, предвидеть результат;
  • выстраивать деятельность так, чтобы в процессе работы возникали новые вопросы и ставились новые задачи;
  • помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами;
  • поддерживать детскую активность, инициативу, исследовательский интерес и любопытство.

Вопрос 6. Методы исследования одаренности в детском саду…

а) наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертное заключение;

б) эксперимент;

в) энцефалограмма;

г) изучение результатов деятельности.

Информация. Основным методом исследования одаренности в дошкольном возрасте является наблюдение. Также используется анкетирование родителей и педагогов. (Здесь можно привести примеры методик для выявления уровня интеллекта и креативности дошкольников.)

В дошкольном возрасте вероятнее всего проявление творческой одаренности. Задача педагогов — разглядеть и пригласить эксперта. Экспертное заключение даст нам право называть ребенка одаренным.

3. Самоанализ

Цель: проверить, достаточно ли у каждого педагога качеств, способствующих организации процесса обучения как базы для раскрытия и развития одаренности детей.

Инструкция. Вам предлагается 25 утверждений, отражающих важные качества личности и типичные способы взаимодействия с детьми. Пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с каждым из них и оцените, поставив от 0 до 3 баллов.

№  Утверждения Баллы
0 1 2 3
1 Умею признавать ранее не признанные или не используемые возможности ребенка        
2 Уважаю желание ребенка работать самостоятельно        
3 Умею воздержаться от вмешательства в творческий процесс ребенка        
4 Предоставляю ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели        
5 Умею индивидуализировано применять образовательную программу в зависимости от особенностей ребенка        
6 Создаю условия для конкретного воплощения творческих идей        
7 Предоставляю возможность внести свой личный вклад в общее дело группы каждому ребенку        
8 Поощряю работу над проектами, предложенными самими детьми        
9 Исключаю какое-либо давление на детей в творческой деятельности        
10 Умею создать в группе раскрепощенную обстановку        
11 Нахожу возможность одобрить результаты деятельности ребенка в определенной области        
12 Побуждаю желание ребенка испытать себя в новой для себя области деятельности        
13 Подчеркиваю положительное значение индивидуальных различий детей        
14 Уважаю, ищу потенциальные возможности отстающих детей        
15 Демонстрирую свой энтузиазм        
16 Оказываю авторитетную помощь детям, высказывающим отличное от других мнение и испытывающим в связи с этим давление со стороны сверстников        
17 Создаю ситуации, при которых ребенок, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного сотрудничества с более способными ребятами        
18 Извлекаю максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей ребенка        
19 Ищу возможные точки соприкосновения фантазии с реальностью в процессе обучения        
20 Терпимо отношусь к беспорядку в период творческой деятельности детей        
21 Активизирую мыслительные процессы детей с помощью частого использования в обращении к ним ключевых слов и фраз: перечислите, расскажите своими словами, объясните смысл, объясните причины        
22 Имею чувство юмора        
23 Имею реалистичную я-концепцию        
24 Владею саногенным мышлением        
25 Умею реалистично мыслить категориями прошлого, настоящего и будущего      

Обработка результатов. Подсчитывается количество набранных баллов, в соответствии с конечным результатом определяется уровень (условный!) готовности к работе с одаренными детьми:

  • 0–15 — низкий;
  • 16–30 — ниже среднего;
  • 31–45 — средний;
  • 46–60 — выше среднего;
  • 61–75 — высокий.
4. Игра на развитие наблюдательности

Инструкция. Участники образуют круг. В течение одной минуты им предлагается внимательно посмотреть друг на друга. Затем все отворачиваются и начинают под музыку передавать мяч. Как только музыка останавливается, участник, в руках у которого оказывается мяч, отвечает на вопрос педагога-психолога, например: «Кто сегодня в блузках одинакового цвета? У кого самые короткие волосы?..»

5. Рефлексия мероприятия

Инструкция. Педагогам предлагается поделиться впечатлениями от проведенного мероприятия, рассказать, что получилось, что нет, высказать пожелания на будущее.

6. Домашнее задание

В качестве домашнего задания педагогам предлагается провести в своих группах день наблюдательности. В течение этого дня педагог-психолог посещает группы, задавая педагогам различные вопросы относительно любого из воспитанников либо группы в целом. Примеры вопросов:

  • Кто сегодня утром не поздоровался с воспитателем?
  • У кого хорошее настроение?
  • В какую игру играла Оля перед обедом?
  • Сколько мальчиков играло в футбол на прогулке?
  • Кто уснул самый первый? И т. п.

В течение дня педагог-психолог может прийти в одну и ту же группу несколько раз.

Положительный результат подобного мероприятия: многие педагоги становятся более внимательными к своим воспитанникам и в последующие дни.


1 Здесь и далее курсивом отмечены правильные ответы. >>вернуться в текст
 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/413488/3ca47cb2b4/?of=copy-3224791096

Категория: Воспитателям | Просмотров: 434 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018 |