Понедельник, 20.11.2017, 23:49Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 19 » Чемоданчик практических методик и техник в работе с семьей
20:04
Чемоданчик практических методик и техник в работе с семьей
Консультирование

Д.А. Шутова, педагог-психолог, детский и семейный психотерапевт

Когда на первичную консультацию приходит супружеская или детско-родительская пара, у педагога-психолога возникает необходимость за короткий промежуток времени увидеть, как члены семьи взаимодействуют друг с другом в реальности (здесь и сейчас), в какой момент у них возникают проблемы, на которые они жалуются или о которых, возможно, даже не подозревают. Приводимые далее практические игры и упражнения позволят решить эту задачу.

Предлагаемые методики разработаны в разное время на основе длительного опыта психотерапевтической работы с детьми и семьями. Они отличаются простотой (возможностью использования даже в «полевых» условиях), емкостью и наглядностью, могут при необходимости творчески видоизменяться в соответствии с потребностями конкретного специалиста и семьи.

Первое упражнение – «Строим жилище» – способствует созданию атмосферы доверия и безопасности во время психологического консультирования; помогает установить контакт с ребенком или взрослым; увидеть, как ребенок или родитель обходится со своими психологическими границами и какие они – слабые или крепкие; испытывает ли потребность в том, чтобы укреплять эти границы (например, дополнительно наклеивая много слоев бумаги на картонную основу); как на символическом уровне представляет себя, свое телесное и эмоционально-личностное пространство, если соотносить это с образом «жилища», «дома»; насколько сильно проявляется контраст между внешним и внутренним; как выстраивает отношения с окружающим миром (например, есть ли в этом «жилище» входы и выходы, имеется ли дополнительная защита в виде ограды, решеток и проч.).

Второе упражнение – «Заколдованная пещера» – пригодится для диагностики отношений в детско-родительской паре и терапевтической интервенции, поможет увидеть и выработать новые способы выхода из стрессовых ситуаций, совместно урегулировать конфликты и найти способы социально приемлемого выражения негативных эмоций, сплотить семью и развить креативное мышление, фантазию.

Третье упражнение – игра в принца (принцессу, волшебника) – постепенно учит ребенка осознавать свои желания, потребности и мечты, рассказывая о них взрослым. Это помогает вести диалог, избегая истерик и конфликтов. Благодаря данной методике ребенок получает от значимых взрослых понимание и поддержку, разделяет с ними свои чувства, менее болезненно переживает фрустрацию собственных потребностей или удовлетворяет их на символическом уровне в игре и творческой деятельности.

Так, в реальной жизни невозможно получить настоящую волшебную палочку или завести в доме слоненка, но игра и рисование дают ребенку возможность прожить все это на эмоциональном уровне, вообразить, представить себе важные детали желаемого события, совершить необходимые действия в ходе своеобразной психодрамы, т. е. сюжетно-ролевой игры. В то же время некоторые детские желания могут быть услышаны взрослым и успешно реализованы вместе с ребенком.

Кроме того, последнее упражнение может быть полезным и выполняться не только педагогом-психологом, но и родителями дома для профилактики детских капризов и истерик, а также для того, чтобы научить ребенка осознавать, озвучивать и выражать значимым взрослым свои желания, потребности, мечты, фантазии. Для этого необходим доверительный контакт между ребенком и взрослым, умение последнего слушать и слышать то, что малыш пытается донести до него.

Полученные в ходе выполнения упражнений наблюдения, внутренний эмоциональный опыт, а также последующая рефлексия позволят уточнить или переформулировать изначальный запрос, дать семье обратную связь, необходимые рекомендации или домашнее задание.

Рассмотрим подробно каждую методику.

«Строим жилище»

Материалы:

плотные картонные коробки разных размеров и форм, клейкий карандаш и ПВА, ножницы, газеты, цветная бумага, старые обои и журналы с картинками, карандаши, фломастеры и мелки, пластилин, скотч цветной или прозрачный, фольга, блестки, природные материалы (шишки, камни, ракушки, листья, каштаны и желуди, мох, кусочки коры дерева и пр.), влажные салфетки.

Это арт-терапевтическое упражнение, используемое в групповой или индивидуальной работе с родителями и их детьми, помогает не только сплотить членов семьи и увидеть их взаимодействие, создать безопасное и защищенное пространство, осознать свою целостность, свои границы и способы защиты, но и получить проективную информацию по аналогии с известным рисуночным тестом «Дом – дерево – человек».

В ходе выполнения упражнения можно рассматривать способы постройки, выбор красок и материалов, просторность и размер жилища, толщину стен, наличие дверей и других важных деталей, их расположение, а также процесс строительства, его этапы и комментарии ребенка или взрослого.

Инструкция. Используя любые понравившиеся коробки, журналы, бумагу и другие материалы, нужно построить жилище. Оно может быть абсолютно любым по форме, цвету и размеру, реалистичным или сказочным, фантастическим.

Слово «жилище» создает нейтральный контекст, позволяя клиентам свободно решать, на что это сооружение будет похоже: на дом, замок, пещеру или на фантастический гриб…

Упражнение выполняется в паре (партнеры строят общий дом, договариваются друг с другом или конфликтуют, кто-то проявляет больше инициативы, кто-то меньше и т. д.) или каждым участником отдельно – в зависимости от возраста ребенка (требуется ли ему помощь) и терапевтических задач.

Строительство можно продолжать в течение нескольких встреч, чтобы родитель и ребенок не спеша выполнили свои постройки. В конце важно расспросить их о том, какие жилища они создали, что чувствовали в процессе выполнения упражнения, какие впечатления или эмоции возникают у них при виде постройки другого, есть ли какие-то названия у построек, живет ли в них кто-то и если да – то кто и в какой комнате? Потом полезно предложить вылепить или нарисовать своих жильцов и попробовать провести игру, в которой они будут разговаривать между собой или ходить друг к другу в гости. Нужно поинтересоваться, как им живется в таком доме (нравится ли, удобно ли).

«Заколдованная пещера»

Материалы:

цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, старые обои, белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, фольга.

Упражнение хорошо предлагать детско-родительским парам в качестве диагностического и терапевтического материала, позволяющего увидеть, кто в паре самый активный, как партнеры взаимодействуют и договариваются, умеют ли решать творческие задачи. Его также можно использовать в работе над преодолением детских страхов, вначале сочинив совместную историю или сделав рисунок, а потом разыграв сюжет в рамках ролевой игры.

Инструкция. Педагог-психолог просит ребенка и родителя рассказать, как они оказались в сонной, неинтересной и сумрачной стране (рисуя соответствующую картинку), после чего говорит о том, что выбраться из нее можно, только если войти в волшебную пещеру и пройти различные испытания.

В пещеру входят двое, и выйти из нее после всех испытаний тоже должны оба участника. Никого терять или оставлять по дороге нельзя.

Пара совместно решает, какие волшебные предметы (по числу придуманных ранее испытаний) она возьмет с собой в опасное путешествие. Партнеры рисуют их на отдельном листе или перед входом в пещеру. Каждым предметом можно пользоваться только один раз. Когда пара готова, начинаются приключения.

Испытания и творческие задания придумывает педагог-психолог с учетом возраста ребенка, трудностей детско-родительской пары и наличия терапевтических гипотез. Это могут быть не только физические преграды (глубокая пропасть, бурная подземная река, кромешная темнота, ледяной холод, обрушение сводов пещеры, закрывающих проход, и проч.), но и волшебные задачи (встреча сказочного персонажа, которому нужно чем-то помочь или, наоборот, которого нужно победить; поиск чего-либо; проявление хитрости, смекалки и таких важных личностных качеств, как доброта, смелость, любовь, взаимопомощь и др.). Для того чтобы пара проявила себя наиболее творчески и свободно, испытания могут и не иметь какого-то одного правильного решения.

Каждый этап путешествия в пещере педагог-психолог рисует на бумаге, предлагая семье дополнить его необходимыми деталями и изобразить тот способ, который поможет им пройти испытание. Важно подбадривать пару после каждого успешно выполненного задания.

На последнем этапе можно нарисовать Духа Пещеры или Горного Тролля, который не захочет отпускать кого-то из путников (этого персонажа озвучивает педагог-психолог). Хитрый Дух имеет право говорить о каких-либо отрицательных сторонах каждого из участников или предполагать, что этот партнер не слишком хорошо умеет с чем-то справляться, объясняя этим, почему именно его он намерен навеки оставить в своем царстве. Здесь паре необходимо найти внутренние ресурсы, увидеть в партнере и в своем общении положительные стороны и назвать их, не оставив друга в беде, защитив его.

Испытывая детско-родительскую пару, Дух помогает партнерам сплотиться. В конце он хвалит обоих участников, поздравляет их с успешно пройденными испытаниями и отпускает домой. Дух может подарить паре на память об их путешествии и победах волшебные амулеты (камешки, стеклышки, ракушки и проч.), которые будут помогать им в трудные минуты.

После выполнения упражнения необходимо расспросить партнеров об их чувствах и впечатлениях: о том, в какие моменты им было легко, весело, интересно или, наоборот, – страшно, трудно или скучно; что они чувствуют по отношению друг к другу; как общаются в реальной жизни (договариваются ли, сотрудничают и решают конфликтные ситуации, часто ли проводят время вместе, делая что-то приятное, интересное).

Игра в принца (принцессу) или волшебника

Материалы:

бумага, цветные карандаши и фломастеры, фольга, цветной скотч, бусинки, ракушки, камушки, разноцветные платки и прочий реквизит для последующей сюжетно-ролевой игры.

Подобная игра помогает в работе по преодолению детских капризов и неадекватных желаний, которые нередко пугают или раздражают родителей. Она заключается в поиске актуальной и значимой потребности ребенка, его встрече с данной потребностью, ее принятии, нахождении адекватного способа удовлетворения таковой, исследовании окружающей среды, внешних и внутренних ресурсов. В ходе игры ребенок озвучивает собственные желания, а взрослый изображает их на бумаге и по его просьбе дополняет необходимыми деталями.

В такой игре ребенок получает новый эмоциональный опыт безопасного изъявления своих желаний в общении со взрослыми, принятия их, благодаря этому он может перейти к активному исследованию пространства вокруг, чтобы найти нужного человека или предмет, обратиться за помощью к другим людям или совершить самостоятельные действия. Он творчески приспосабливается и не только знакомится, встречается со своей потребностью, но и находит новый способ ее удовлетворения. Ребенок учится выражать свои желания, потребности и чувства, приобретает уверенность, ощущает себя успешным при контакте с внешним миром.

Опишем основные шаги игры.

Шаг 1. С ребенком ведут разговор о различных желаниях в нашей жизни, о важности высказывать их, создают игровую атмосферу, вводят ребенка в сказочный сюжет.

Педагог-психолог или родитель рассказывает историю про далекую страну, где живут добрая фея или волшебник, которые подарили ему заговоренный камушек или волшебную палочку, исполняющие любые желания. Затем озвучиваются условия игры, подчеркивается важность слов «я хочу». Ребенку предлагают стать принцем/принцессой, сделать себе костюм из подручных материалов, корону и построить замок с тронным залом.

Шаг 2. В игру вводят волшебного помощника или сказочного друга – посредника, выполняющего желания ребенка. Это особенно важно, если в игре участвуют родители. Роль волшебного помощника помогает им в игровой форме одержать победу в «борьбе за власть» с ребенком и в сопротивлении его неадекватным желаниям, которые неизбежно встречаются в повседневной жизни. По условиям игры волшебный помощник подчиняется только ребенку и выполняет лишь его желания.

Первые два шага позволяют создать пространство для возникновения у ребенка актуальной потребности и в дальнейшем опредметить ее, т. е. воплотить в жизнь благодаря тому или иному объекту, человеку или действию. Возможно, за несбыточной мечтой о волшебной палочке кроется желание ребенка проводить время с папой тогда, когда ему этого хочется, и столько, сколько требуется, но в реальности папа приходит только по выходным. Для выяснения этого совместно с ребенком создается игровая ситуация, сказочный сюжет, а затем следуют расспросы.

Шаг 3. Ребенок рассказывает о своих желаниях, а взрослый схематично изображает их.

Важно внимательно выслушать ребенка, ни в коем случае не критикуя его, и предоставить ему возможность назвать любые, даже самые фантастические или агрессивные свои желания, которые взрослый воплотит на листе бумаги (например, при наличии у него желания, чтобы все его обидчики умерли в один день, – следует нарисовать ряд могилок). При этом взрослый рисует только то, что названо самим ребенком, не привнося своего видения и дополнительного взрослого опыта. Постепенно ребенок начинает все больше осознавать и детально представлять себе свою актуальную потребность.

Шаг 4. У ребенка уточняют детали желанного объекта: какие именно характеристики оказываются значимыми, актуальными для него; какие качества предмета делают его нужным и привлекательным для него; с чем может быть связана его потребность? Например, если ребенок хочет собаку, нужно выяснить, какую именно (какого окраса и размера, какой породы) и для чего (чтобы пугать кого-то или защищать, чтобы можно было ласкать ее или играть с ней).

Если это действительно то, чего хочется ребенку, то он проявит свой интерес и назовет определенные качества желаемого объекта/субъекта и определенные действия с ним, будет активно вмешиваться в процесс рисования – поправлять рисунок, уточнять или даже возражать взрослому, подводя к наиболее точному пониманию своей актуальной потребности. При этом нужно предоставить ему максимальную возможность открыто заявить о своих желаниях и чувствах. Такие шаги позволяют исследовать окружающую действительность и выделить объект потребности ребенка.

Шаг 5. Этот шаг заключается в совместном с ребенком выборе и обсуждении реального способа действия, адекватного данной ситуации, переходе к повседневной жизни, где это желание может осуществиться, и поиске пути того, как этого можно добиться.

На данном этапе происходит встреча ребенка с реальностью, переживание им возможности или невозможности осуществления своего желания, что позволяет прояснить, какие именно действия он хотел бы совершить в названной им ситуации или с названным предметом. Например, если предел его мечтаний – гора конфет, то, может быть, он хотел бы их съесть или поделиться с друзьями, или похвастаться перед другими, чтобы вызывать у них чувство зависти, и т. д.

Это важный шаг, приближающий к реальной жизненной ситуации и к действиям, которые ребенок может осуществить. Достаточно подробное обсуждение различных объектов и ситуаций дает ребенку новый опыт в исследовании окружающей среды и подходящий способ взаимодействия с действительностью.

В каждой дошкольной образовательной организации складывается своя практика работы с семьями в зависимости от нагрузки, специфики детей, сплоченности команды воспитателей, общей атмосферы и даже размера кабинета. Эти условия накладывают свой отпечаток на работу педагога-психолога, но не являются определяющими. Специалист, использующий творческий подход в консультировании, может организовать прием даже в отсутствие большого кабинета, пособий и игрушек. Ключевые участники процесса – это ребенок и члены его семьи.

 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/413704/2444c46a96/?of=copy-c7fadf5439

Категория: Воспитателям | Просмотров: 96 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |