Пятница, 20.10.2017, 20:55Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 20 » Часть 2 Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации
10:09
Часть 2 Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации
2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание образовательной деятельности с детьми 3–4 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи образовательной деятельности по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Содержание образовательной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Основная цель: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Формы и методы взаимодействия педагога с детьми
Режиссерские игры Показ спектаклей с утрированной демонстрацией игровыми персонажами эмоциональных состояний Игры-занятия, игровые ситуации Рассматривание фотографий, альбомов
Ситуативные разговоры
Чтение литературных произведений Слушание и пение песен Дидактические и сюжетно-ролевые игры, социальные игры-экспериментирования со взрослыми и с другими детьми (семейные игры, игры-общения, активизирующие эмоциональный, доверительный, подчас шутливый контакт взрослого с ребенком)

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в следующих образовательных модулях и культурных практиках:

Образовательные модули /культурные практики Содержание образовательной деятельности
Содержание общения с детьми (Указывается содержание образовательной деятельности с детьми по каждому образовательному модулю)
Развитие игровой деятельности  
Развитие коммуникативных умений  
Формирование культуры безопасности  
Знакомство с трудом взрослых  
Расширение опыта самообслуживания  
Приобщение к труду  

(И т. д. по всем образовательным областям.)

Перспективное и календарное планирование образовательной деятельности во 2-й младшей группе осуществляется в полном соответствии с УМК программы «Мир открытий».

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Рабочая программа реализует модель образовательного процесса с учетом следующих компонентов образовательной системы, которые в реальном педагогическом процессе находятся во взаимосвязи: образовательные области, сквозные механизмы развития детей, виды детской деятельности, формы организации детских видов деятельности.

Модель образовательного процесса во 2-й младшей группе
Образовательные области Сквозные механизмы развития ребенка Приоритетные виды детской деятельности Примеры форм организации детских видов деятельности
Физическое развитие Игра, общение, познавательноисследовательская деятельность Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т. ч. народные), игровые упражнения, двигательные паузы, праздники, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др.
Социально-
коммуникативное развитие
Трудовая Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические (с предметами и игрушками, настольно-печатные), подвижные, народные), творческие игры (сюжетные игровые ситуации, театрализованные, конструктивные) и др.
Индивидуальные и подгрупповые поручения, совместный с педагогом труд и др.
Беседы, коммуникативные ситуации, ситуативные разговоры и др.
Познавательное развитие   Конструирование Наблюдения, опыты, экспериментирование, дидактические, конструктивные игры и др.
Речевое развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Рассказы, беседы, настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные (в т. ч. режиссерские) игры, речевые тренинги и др.
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.) и др.
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора Совместное с педагогом изобразительное творчество, вернисажи детского творчества, занятия и др.
Слушание музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, инсценировки, занятия в музыкальном зале и др.
Обсуждение, разучивание и инсценирование произведений, театрализованные игры и др.
Покомпонентное описание модели образовательного процесса во 2-й младшей группе

1. Образовательные области «Социально-коммуникативное развитие» (далее – СКР), «Познавательное развитие» (далее – ПР), «Речевое развитие» (далее – РР), «Художественно-эстетическое развитие» (далее – ХЭР), «Физическое развитие» (далее – ФР) положены в основу модели, в соответствии с ними моделируются все остальные структурные компоненты.

2. Сквозные механизмы развития ребенка (виды деятельности). Конкретное содержание образовательных областей реализовывается в различных видах деятельности детей. Рабочая программа построена с учетомпринципа включения личности в значимую деятельность. Среди таких выделены три (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность) как сквозные механизмы развития ребенка, которые становятся ведущими видами деятельности на разных возрастных этапах развития и продолжают оставаться значимыми на протяжении всего дошкольного детства.

Сквозные механизмы развития детей 2-й младшей группы
Возрастной период Сквозные механизмы развития ребенка
Младший дошкольный возраст (3–4 года) Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры
Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
Познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

3. Приоритетные виды детской деятельности и активности.

Для реализации задач различных образовательных областей выделяются приоритетные виды детской деятельности, в процессе организации которых поставленные задачи будут решаться максимально эффективно.

Приоритетные виды детской деятельности (активности) во 2-й младшей группе
Возрастной период Виды детской деятельности Образовательные области
Младший дошкольный возраст (3–4 года) Восприятие художественной литературы и фольклора РР
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) СКР
Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материалы ПР
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) ХЭР
Музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) ХЭР
Двигательная (овладение основными движениями) форма активности ФР

4. Формы организации детских видов деятельности (в т. ч. в рамках организации непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД)), которые наиболее адекватны для решения задач той или иной образовательной области. Рабочая программа предусматривает вариативное использование форм организации образовательной деятельности.

4.1. Наблюдение как форма организации детской деятельности

Виды наблюдений Структура наблюдения Форма организации наблюдения
Распознающее
Длительное
Сравнительное
Дедуктивное
Наблюдение изнутри
1. Цель
2. Мотив
3. План
4. Осуществление наблюдения
5. Подведение итогов
Фронтально
По подгруппам
Индивидуально
Парами

4.2. Экспериментирование как методическая система познавательного развития дошкольников

Виды экспериментирования
Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания) Опыты Поисковая деятельность (как нахождение способа действия)
Кратковременные и долгосрочные Демонстрационые (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью) Опыт-доказательство и опыт-исследование

4.3. Составные формы организации детских видов деятельности во 2-й младшей группе

Составные формы организации детских видов деятельности
Интерактивные праздники, развлечения, досуги (постоянное взаимодействие артистов и зрителей, переход зрителей в категорию артистов, и наоборот, общение ведущего с участниками мероприятия, стимулирующее их эмоциональную, интеллектуальную, творческую, коммуникативную и душевную активность) Естественные образовательные ситуации (ситуативный разговор)
Игровые образовательные ситуации (игра-занятие)

4.4. Комплексные формы организации детских видов деятельности во 2-й младшей группе

Комплексные формы организации детских видов деятельности
Тематический день: «Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными», «Мамин день», «Вода-водица», «В гостях у Мойдодыра», «Зимние забавы» и т. д. Тематический период: «Наша группа», «Любимые игрушки», «Подарки Осени», «Новогодний праздник» и т. д. (от 2–3 дней до 2 недель в зависимости масштабов темы). В завершение проводится итоговое мероприятие

Методы обучения

Для решения образовательных задач Программы используются словесные, наглядные, практические и другие методы обучения.

Формы организации образовательной деятельности при использовании данных методов также разнообразны – занятие, дидактическая игра, наблюдение, экспериментирование и др.

Решение образовательных задач Рабочей программы осуществляется в игровой деятельности детей. Игра является одновременно ведущей деятельностью детей и основной формой образовательной работы с дошкольниками.

Для обеспечения поддержки развития игровой деятельности детей Рабочей программой предусмотрено:

  • выделение времени и игрового пространства для самостоятельных игр детей;
  • организация предметно-игровой среды с учетом индивидуальных предпочтений детей;
  • поддержка самодеятельного характера игр, потребностей детей отражать в игровых темах и сюжетах круг знаний об окружающей действительности, эмоциональный опыт;
  • стимулирование детского творчества в создании игровых замыслов и сюжетов;
  • формирование у детей умения организовывать совместные игры со сверстниками и детьми разных возрастов;
  • участие педагога в детских играх как равного партнера по игре;
  • поощрение содержательных игровых диалогов как проявлений размышлений детей о действительности;
  • формирование у детей в процессе игр познавательных мотивов, значимых для становления учебной деятельности;
  • расширение спектра игровых интересов каждого ребенка за счет использования всего многообразия детских игр и пр.

В ходе реализации образовательных задач Рабочей программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей.

Развитие самостоятельности и детской инициативы в сквозных механизмах развития ребенка

Виды деятельности Содержание работы
Игровая Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – творческие (в т. ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно
Познавательно-исследовательская У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия); простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, снегом и др.) и рукотворными (магнитами, увеличительными стеклами и т. п.) объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в сети Интернет, в познавательной литературе и др. Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, предоставление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изучению. Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений
Коммуникативная Развитию коммуникативной деятельности (общение в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и пр.

Детская инициативность и самостоятельность поддерживается педагогами и в процессе организации других видов деятельности (активности) – трудовой, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной, восприятии художественной литературы и фольклора и т. д.

Одной из основных образовательных задач Рабочей программы является индивидуализация образовательного процесса. В целях ее обеспечения особое внимание в Рабочей программе уделяется:

  • поддержке интересов ребенка со стороны взрослых, поощрению вопросов, инициативы и самостоятельности детей в различных культурных практиках;
  • ознакомлению родителей с задачами индивидуального развития детей, методами, средствами и формами их реализации; согласование с ними маршрутов индивидуального развития ребенка; учет конструктивных пожеланий родителей «во благо» ребенка.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с Рабочей программой является создание содружества «родители – дети – педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Примерное содержание общения с родителями

Возраст детей Тематика общения
3–5 лет Поддержка и поощрение детской самостоятельности.
Влияние семейных отношений на духовно-нравственное развитие ребенка.
Причины детского непослушания.
Как правильно слушать ребенка.
Совместные игры с ребенком.
Сила влияния родительского примера.
Роль игры и сказки в жизни ребенка.
Мальчики и девочки: два разных мира.
Роль бабушек и дедушек в формировании личности ребенка.
Как развивать у ребенка веру в свои силы.
Информационные технологии в жизни современной семьи и др.

Формы взаимодействия с родителями

В образовательной деятельности используются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников: информационные, организационные, просветительские, организационно-деятельностные, участие родителей в образовательной деятельности и др.

Перспективный план взаимодействия с родителями во 2-й младшей группе на 2015–2016 учебный год

Период Тема Мероприятие
    (Указывается дата (период), тема (направление) и форма организации мероприятий взаимодействия с семьями воспитанников)
     
     
3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Рабочей программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально-техническое обеспечение Рабочей программы

Проектная мощность детского сада, используемая в образовательных целях

Пространство Оборудование
Групповая комната, отдельная спальная комната (Указывается перечень оборудования в каждом из перечисленных пространств)
Музыкальный зал  
Физкультурный зал  
Кабинет педагога-психолога  
Сенсорная комната  
Студия творчества  
Мини-музей русского быта «Горенка»  
Кабинет конструирования  
Спортивная площадка  
Игровая площадка на участке  
Методический кабинет .

Обеспеченность методическими материалами Рабочей программы полностью соответствует УМК программы «Мир открытий».

Перечень материалов и оборудования, необходимых для реализации Рабочей программы

Социально-коммуникативное развитие
Образные игрушки (Указывается перечень материалов и оборудования по каждому из перечисленных видов)
Предметы быта  
Техника, транспорт  
Бросовые материалы и предметы-заместители  
Ролевые атрибуты  
Атрибуты для уголка ряженья  
Игрушки и оборудование для театрализованной деятельности  
(И т. д. по всем образовательным областям.)

3.2. Режим дня

2-я младшая группа работает в режиме пятидневной рабочей недели с 10,5-часовым пребыванием в течение дня. Рабочая программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в ДОО.

Режим дня для детей 2-й младшей группы (3–4 года)

Дома Подъем, утренние гигиенические процедуры 06:30/7:00–7:30
В ДОО Прием и осмотр детей, общение (в т. ч. индивидуальное), игры, утренняя гимнастика 07:00–08:20
Подготовка к завтраку, завтрак 08:20–08:50
Самостоятельная деятельность воспитанников, подготовка к НОД (с привлечением желающих детей) 08:50–09:00
НОД (с учетом перерывов между периодами НОД) 09:00–09:15 09:25–09:40
Самостоятельная деятельность детей: игры, общение по интересам (в т. ч. индивидуальное общение педагога с детьми) 09:40–09:55
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки 09:55–11:55
Самостоятельная деятельность детей: игры, общение по интересам 11:55–12:10
Подготовка к обеду, обед 12:10–12:50
Подготовка ко сну, дневной сон 12:50–15:00
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры 15:00–15:20
Подготовка к полднику, полдник 15:20–15:45
Совместная деятельность взрослого с детьми 15:45–16:15
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки, игры 16:15–18:15
Подготовка к ужину, ужин 18:15–18.45
Самостоятельная деятельность детей, уход домой 18.45–19:00
Дома Прогулка, возвращение с прогулки 19:00–19:50
Спокойные игры, семейное чтение 19:50–20:20
Легкий второй ужин. Вечерние гигиенические процедуры 20:20–20:45
Укладывание, ночной сон 20:30/21:00– 06:30/07:00

Примечание. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей от 3-х до 4-х лет – не более 15 мин, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня во 2-й младшей группе не превышает 30 мин. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 мин. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организовывается в первую половину дня.

Расписание непрерывной образовательной деятельности во 2-й младшей группе (3–4 года)

Образовательная область Приоритетный вид детской деятельности Количество
Познавательное развитие Познавательно-исследовательская (развитие элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром), конструирование 2 2
Речевое развитие Коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора 1 1
Художественно-эстетическое развитие Изобразительная (рисование, лепка, аппликация), восприятие художественной литературы и фольклора 2 4
Музыкальная 2
Физическое развитие Двигательная 3 3
Всего 10

3.3. Специфика организации и содержание традиционных событий, праздников, мероприятий

Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей, задачами которой являются:

  • организация культурного отдыха детей, их эмоциональной разрядки;
  • развитие детского творчества в различных видах деятельности и культурных практиках;
  • создание условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
  • обогащение личного опыта детей разнообразными впечатлениями, расширение их кругозора средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
  • формирование у детей представлений об активных формах культурного отдыха, воспитание потребности в их самостоятельной организации.

Цикличность организации досуговых мероприятий предполагает еженедельное их проведение (до 15 минут) во второй половине дня:

  • каждую пятницу – вечер развлечений;
  • 1 раз в неделю – физкультурный досуг.

Для организации и проведения детских досугов возможно привлечение родителей и других членов семей воспитанников.

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда группы построена в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей, обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства ДОО, предоставляет возможности для общения и целенаправленной, разнообразной совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Характеристика развивающей предметно-пространственной среды 2-й младшей группы

Критерий Характеристика
Насыщенность (Дается характеристика РППС по каждому критерию в соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Трансформируемость  
Полифункциональность  
Вариативность  
Доступность  

>>вернуться в текст


1 О технологии проектирования ООП ДО см.: Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 9. >>вернуться в текст
2 Проект Положения разработан на базе МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 20» г. Ливны Орловской области – региональной инновационной площадки «Апробация и внедрение комплексной образовательной программы “Мир открытий” в практику дошкольного образования» под научным руководством О.В. Бережновой. >>вернуться в текст
3 Проект рабочей программы разработан там же. – Примеч. авт. >>верн



Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/445951/b3dc2c5d13/?of=copy-b84553225c

Категория: Воспитателям | Просмотров: 1748 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |