Пятница, 20.10.2017, 20:48Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Приветствую Вас!

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Блог
Главная » 2016 » Апрель » 20 » Работа с одаренными детьми в детском саду
08:08
Работа с одаренными детьми в детском саду
Слово эксперту / Из опыта работы

Булыгина Анна, педагог-психолог дошкольного отделения гимназии № 1579 г. Москвы

Одаренные дети — уникальное явление в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети не только отличаются хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников.

Как правило, одаренные дети обладают следующими типичными чертами:

  • хорошей памятью;
  • легко и быстро усваивают обучающий материал;
  • знают больше о событиях и фактах, чем их сверстники;
  • решают сложные задачи, требующие умственных усилий;
  • очень любознательны;
  • креативно мыслят и предлагают нестандартные решения;
  • очень восприимчивы и наблюдательны.

Все перечисленные качества не свойственны ребенку с рождения, они формируются только при определенных условиях и в процессе деятельности. И если воспитательный процесс построен правильно, то дошкольники могут достичь успеха в любом виде деятельности.

Основная задача при развитии одаренности воспитанников нашего дошкольного отделения — помочь каждому ребенку максимально раскрыть свой потенциал: научить задавать вопросы, помогать узнавать новое, развивать творческую активность.

Создание предметно-развивающей среды

Для успешного развития детской одаренности необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая поможет ребенку проявить свои способности, даст правильную мотивацию к деятельности, благодаря которой он обязательно достигнет значимых для себя результатов.

Предметно-развивающая среда должна постоянно содержать признаки новизны и проблемности, быть насыщенной, разнообразной, изменчивой, эмоционально привлекательной.

Для развития познавательных способностей и познавательной активности детей мы используем настольные игры сложного содержания: шашки, шахматы, головоломки (со спичками, пятнашки, танграм, складные картинки).

Для приобретения новых знаний детям предлагаются книги познавательного характера, направленные на изучение окружающего мира. Такие книги имеют качественные яркие иллюстрации и малое количество крупного текста, чтобы дети могли самостоятельно их рассматривать. Также детям доступны художественные произведения с красочными картинками.

В отдельных кабинетах мы создаем условия, в которых воспитанники могут экспериментировать с различными материалами и предметами: водой, глиной, весами и т. п., исследовать свойства и поведение новых для них объектов.

Одаренность может быть проявлена ребенком в игре, конструировании, лепке, рисовании и пр. Наши воспитанники свободно могут использовать бумагу, цветные карандаши, фломастеры, доски для рисования, цветные мелки, остатки тканей, краски, а также пластилин, различный декоративный материал (лесные шишки, листья, спичечные коробки, ткани, ветки деревьев, цветную бумагу). Такое обилие материалов подталкивает ребенка к созданию интересных поделок, изготовлению новых предметов.

Для детей, которым нравится конструирование из крупного строительного материала, в группе выделено пространство, которое обеспечит свободное перемещение и размещение объектов. Используя данные условия, дети могут создавать конструкции, прятаться и искать друг друга, заниматься поисками предметов в соответствии с  картой-схемой, организовывать соревнования, разыгрывать постановки.

Для мелкого конструирования в группах подобраны различные наборы конструкторов в соответствии с возрастными особенностями детей: деревянные разных размеров, пластмассовый (конструкторы LEGO), металлический, а также дополнительные аксессуары для доработки построек.

Среда, способствующая развитию детской одаренности, должна обладать специфическими особенностями: обилием и разнообразием игр, наличием интересных книг для чтения, материалов для экспериментирования, условий для реализации приобретенных знаний, способов деятельности, проживания эмоциональных состояний в играх и детской деятельности.

Этапы работы с одаренными детьми

В нашем детском саду работу по выявлению и развитию детской одаренности ведут специалисты психологической службы. Данный вид деятельности делится на несколько этапов.

ЭТАП 1. Выявление одаренных и талантливых детей

На данном этапе мы отбираем детей, с которыми будет проводиться дальнейшая работа.

Для этого проводится диагностика уровня развития психических процессов воспитанников с помощью специальных методик: тест на определение уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона); тест «Цветные матрицы» (тест Д. Равена) на определение уровня развития наглядно-образного мышления; тест «Фигурная форма» (тест П. Торренса) на определение уровня развития творческого мышления; тест на определение уровня тревожности и методика «Определение эмоциональных состояний человека» (для изучения эмоционально-волевой сферы развития).

Также в выявлении одаренных дошкольников важно участие педагогических работников, которые проводят диагностику освоения образовательной программы дошкольного образования.

Отметим, что работа по выявлению и развитию одаренности у детей начинается со средней группы (с 4 лет). Воспитанники младшей группы в начале года проходят адаптационный период, а с середины года для них проводятся диагностика уровня интеллектуального развития (тест Бине — Симона) и мониторинг освоения образовательной программы дошкольного образования.

ЭТАП 2. Комплексная работа с одаренными детьми, их родителями и воспитателями

При работе с детьми проводится диагностика выявленной одаренности, а также дальнейшие психолого-педагогические обследования. Для этого используются современные диагностические методики, которые позволяют вовремя и качественно выявлять способности и задатки каждого дошкольника. Специалисты психологической службы дают характеристику степени самораскрытия одаренного ребенка, его умственному, эмоциональному, социальному развитию, индивидуальным особенностям.

В разных возрастных группах для одаренных детей проводятся индивидуальные занятия с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, а также с  учителем-логопедом и  педагогом-психологом.

Работа с родителями заключается в помощи в воспитании ребенка как на индивидуальных консультациях, так и при проведении собраний для родителей одаренных детей. Детско-родительские проекты способствуют раскрытию талантов ребенка и его сближению с родителями. В нашем детском саду проводятся проекты: «Что такое хорошо» (по произведению К. Чуковского), где ребенок совместно с родителями создает поделку на данную тематику и презентует ее другим воспитанникам; «Хочу все знать», где семья выбирает одну из предложенных тем и готовит по ней выступление; викторина «Что? Где? Когда?», вопросы для которой готовят родители и дети; конкурс детских талантов «Мой малыш — гений».

Для воспитателей специалисты психологической службы проводят семинары и тренинги, направленные на повышение профессионального мастерства для работы с одаренными детьми.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. Мониторинг результатов сопровождения одаренных детей

Мониторинг заключается в повторном проведении диагностики (см. этап 1), сравнении показателей и выявлении их динамики. Благодаря мониторингу мы можем понять, чего мы смогли добиться при воспитании ребенка, чего не хватает и на что следует обратить внимание.

В процессе работы по выявлению и развитию одаренных детей мы сделали вывод, что именно склонность педагогического работника к творческой деятельности, его умение моментально перестраиваться в намеченном плане работы в зависимости от способностей детей, в соответствии с предлагаемыми ими решениями, появляющимися вопросами и проблемами является определяющим фактором в обеспечении должного воспитания и качественного образовательного процесса. Если педагогический работник может обеспечить оптимальные условия развития для всех детей группы, различающихся уровнем развития умственных и творческих способностей, склонностей, интересов, уровнем знаний, и при этом умеет ориентироваться на индивидуальные потребности каждого ребенка, то такой педагогический работник способствует правильному развитию любого ребенка.

В общении с любым ребенком мы стараемся придерживаться тактики сотрудничества: взаимодействовать с ним на равных, не уступая ему в возможностях ориентироваться в ситуации, владении способами решения задач, применении творческих способностей. Специалисты, работающие с детьми, должны уметь заинтересовывать ребенка процессом выполняемой им самим деятельности.

Только работая совместно с одаренным ребенком, мы сможем помо

 


Материал из Справочной системы «Образование»
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/189/424677/8ee902177a/?of=copy-0a6644b955

Категория: Воспитателям | Просмотров: 482 | Добавил: Elena-art | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017 |